Беспрецедентная ИИ авантюра
97.3 млрд составили капитальные расходы Amazon, Google, Microsoft, Meta и Oracle в 2кв25, значительная часть которых едет на расширение инфраструктуры под ИИ по собственным расчетам на основе отчетности компаний.
Для понимания масштаба необходимо визуализировать динамику. В 1кв25 – 77.8 млрд, в 4кв24 – 76.3 млрд, в 3кв24 – 61.2 млрд, в 2кв24 – 55.7 млрд, в 1кв24 – 46 млрд.
За весь 2024 – 239.1 млрд vs 154.3 млрд в 2023, 158.1 млрд в 2022 и 131 млрд в 2021, 97 млрд в 2020 и всего 71 млрд в 2019 до волны ИИ хайпа, но тогда (с 2017 по 2022) значительная часть инвестиции шли в облачную инфраструктуру.
До облачных инвестиций в 2016 – 32.1 млрд, в 2015 – 25.2 млрд, а в 2014 – 23.7 млрд.
Сейчас за последние 12м фактические инвестиции составили 312.6 млрд, но учитывая намерения компаний, плановые инвестиции за 2025 могут превысить 350 млрд.
Если учесть изменение цен в полупроводниковой отрасли и изменение масштабов компаний эффект облака оценивается в 70 млрд, а эффект ИИ хайпа в 230 млрд за год.
Накопленные капитальные расходы с января 2023 уже составили почти 570 млрд и еще впереди 165-185 млрд в 2П25, т.е. почти 750 млрд инвестиций за три года.
Сюда следует добавить расходы на электроэнергию и прочие коммунальные платежи, R&D неадекватно дорогих ИИ специалистов, средняя годовая зарплата которых перевалила за 1 млн долларов, маркетинг и прочие расходы.
Точно намного больше 1 трлн за 3 года с экспоненциально растущей траекторией расходов. Сейчас нужно вваливать едва ли не по 500 млрд в год, чтобы держать рынок ИИ.
При этом годовая выручка крупнейших провайдеров ИИ составляет 32-35 млрд за 12м и ближе к 40 млрд в 2025 с потенциалом роста свыше 100 млрд в 2028 году. Это прямая выручка от ИИ, а не прибыль.
Ни одна компания за три года не представила ни концепцию монетизации, ни дорожной карты, ни проекций намерений или хотя бы представления о будущем в ИИ мире.
Все разговоры об отдаче от инвестиций сводятся к «закатыванию глаз» и пространственные рассуждения о том, что ИИ улучшает пользовательский опыт наших существующих продуктов, улучшая время удержания клиентов через алгоритмы рекомендаций, повышает конверсию от рекламы через более точное целевое таргетирование. Но это манипуляции, это вообще не относится к LLMs, а представляет совершенно другое направление ИИ, где не нужны сотни миллиардов в год инвестиций.
Они искренне не знают, что будет и это правда. Я смотрел много интервью с ключевыми персонажами в ИИ индустрии, но ни один не смог обозначить даже контуров. Это не корпоративная тайна, это специфика отрасли – никто не знает и не понимает, куда заведет эта дорога, но все считают, что это круто!
По сути, инвестиции вслепую в крайне неэффективную архитектуру, требующую несоизмеримых инвестиций для ничтожного приращения эффективности.
Они не могут остановиться из-за сумасшедших темпов развития индустрии и адской конкуренции. Малейшая пауза или осечка и сразу вне игры, где подняться очень сложно.
Пока все сводится к агрессивной экспансии, чтобы захватить максимально возможную пользовательскую базу, а дальше уже думать, как монетизировать, а они уверены, что это вообще возможно?
Флагман индустрии – OpenAI имеет всего 13 млрд выручки при аудитории 700 млн человек и конверсии в подписчики менее 5%. Они уже достигли потолка расширения,
чатботы не нужны миллиардам, просто нет столько заинтересованных людей (аудитория по умолчанию ниже, чем в соцсетях).
Будет у них 1 млрд аудитории, а конверсия в платных 6-7% - это около 26 млрд выручки, пусть еще сверху дополнительные 15 млрд нагонят через корпоративных клиентов при использовании API. Это потолок, учитывая конкуренцию и бесплатные китайские аналоги.
Этот бизнес неработоспособный при текущей архитектуре LLMs и конфигурации рынка.
Никакой отдачи на инвестиции при вложенном триллионе нет и быть не может,
т.к. в следующие 2-3 года нужно еще расчехлить более 1 трлн и так до бесконечности.