Оценка негативного макроэкономического воздействия от жесткой ДКП в РФ
Банк России впервые оценил собственный негативный макроэффект в 3.2 п.п от уровня ВВП в 2024 «в связи с существенным повышением ключевой ставки по сравнению с уровнем 2023 года», как заявляет ЦБ.
Это было обусловлено необходимостью нивелировать последствия значительного расширения бюджетных расходов в 2023–2024 годах, а также шоков, которые сдвигали траекторию ВВП вверх от сбалансированного роста, создавая инфляционное давление в экономике.
С чем «боролся» Банк России?
•+1.3 п.п в ВВП положительного вклада было от внутреннего спроса, который поддерживался активной бюджетной политикой, ростом потребительской и инвестиционной активности. Расширение спроса в условиях ограниченного предложения – один из основных факторов повышенного инфляционного фона в конце 2024 года.
•+0.8 п.п положительного вклада в ВВП от «шока совокупного предложения», как сценарий расширения предложения за счет роста инвестиций и совокупной факторной производительности.
•+0.8 п.п положительного вклада от валютного рынка в основном с лаговым эффектом более быстрого, чем ожидалось, ослабления курса рубля.
•+0.5 п.п со стороны «предложения на рынке труда» через более существенное вовлечение рабочей силы на фоне низкой безработицы и высокого спроса на трудовые ресурсы.
•+0.4 п.п от «шока внешней торговли» на фоне устойчивости внешней торговли к санкциям.
•+0.1 п.п от прочих факторов, таких как цены на нефть, мировая экономика, внешняя конъюнктура и т.д.
Из почти 4 п.п дополнительного экономического импульса, ЦБ «сжег» 3.2 п.п, формируя 4.3% роста экономики при потенциале 3.5-3.6%.
Помимо этого, Банк России произвел факторную декомпозицию инфляции.
В 2024 году отклонение инфляции от целевого уровня составило 5.5 п.п. Основной вклад в превышение цели внесли шоки со стороны внутреннего спроса и предложения.
•+2.3 п.п положительного вклада в годовую инфляцию в 2024 внес «шок внутреннего спроса» обусловлены высоким уровнем потребительской активности и увеличением инвестиционных расходов.
•+2.3 п.п вклада в инфляцию обеспечил «шок предложения». Это связано с более весомым вкладом роста издержек производителей, сюда также относятся индексация регулируемых услуг и повышение утилизационного сбора, логистические и транзакционные издержки после ужесточения санкций.
•+1.2 п.п вклада от валютного рынка в связи с ослабление рубля и переноса эффекта девальвации рубля от 2023 года.
•+0.7 п.п от макроэкономической политики. Основную роль сыграло продолжающееся расширение расходов бюджета, которое поддерживало высокий уровень спроса в экономике, а уровня ключевой ставки в первой половине 2024 года оказалось недостаточно для замедления высокой инфляции.
•(-0.3) п.п негативного вклада с рынка труда. потенциальный проинфляционный эффект был компенсирован ростом производительности труда на фоне жестких структурных ограничений и дефицита кадров.
•(-0.8) п.п от мировой конъюнктуры. Замедление спроса на российский экспорт и падение цен на нефть.
Вот примерно так складывались условия и факторы в экономике России.