Объемы и структура льготного кредитования в России
Льготные кредиты предполагают компенсацию банку со стороны бюджета разницы между рыночной и льготной ставкой.
По оценкам ЦБ, с точки зрения бюджета в этом есть смысл за счет эффекта мультипликатора. Между прямой и адресной субсидией и льготными ставками есть фундаментальная разница, т.к. во втором случае значительную часть расходов и рисков по инвестиционной активности берет на себя частный сектор (бизнес или население через ИЖК).
Однако, при увеличении срока льготных кредитов в условиях жесткой ДКП, совокупные затраты на субсидирование ставок по ним на протяжении всего срока кредитования могут быть сопоставимы с суммой кредита.
Банк России подчеркивает, что хотя инструмент льготного кредитования может быть полезен в условиях кризисов, рецессии или переходной экономики, сохранение льготного кредитования на протяжении длительного времени препятствует эффективной реализации ДКП, оказывая эффект смягчения реальной ДКП и искажая процентный канал трансмиссионного механизма.
Суть в том, что чем выше концентрация льготных кредитов, тем требуется жестче фактическая ДКП и требуются длительнее фазы ограничительной ДКП.
Часть льготного кредитования не увеличивает общий спрос в экономике, а замещает рыночное кредитование, приводя к неэффективному росту нагрузки на бюджет, т.к. бюджету требуется компенсировать вынужденные высокие процентные ставки.
Субсидии, обеспечивающие снижение кредитных ставок, выплачиваются за счет средств бюджета (то есть налогов, собираемых со всей экономики), представляя собой механизм перераспределения средств между различными группами экономических субъектов.
В итоге льготный кредит оплачивают как налогоплательщики (через бюджетное субсидирование), так и «нельготные» заемщики (через кредитование по более высокой рыночной ставке).
Также ЦБ подчеркивает деструктивное влияние льготного ИЖК на строительную отрасль.
Логика в следующем: да, на начальном этапе поддержали строительный сектор (выдано 1.6 млн кредитов на 6 трлн руб для покупки 76 млн кв.м недвижимости), однако цены выросли вдвое из-зра разрыва способности девелоперов строить жилье относительно темпы льготного ИЖК. В результате ценовая доступность снизилась.
Сейчас портфель льготных кредитов на балансе государства превышает 16 трлн руб, что почти на порядок больше, чем в середине 2020, втрое выше, чем в 2021 и почти удвоение с середины 2022.
С 2021 года корпоративный сегмент льготного кредитования практически не вырос, а весь чистый прирост за счет льготного ИЖК.
Интересна структура кредитов, предоставленных нефинансовым компаниям по фиксированной ставке.
В 2кв25 почти четверть всех кредитов (23.3%) имеют ставки ниже 8%, еще 6.8% умеренную стоимость в 8-12% годовых, 4.6% кредитов по ставкам 12-16%.
Почти 35% всех кредитов сейчас выдаются по ставкам сильно ниже рынка и только 60% по рыночным ставкам (выше 20% годовых).
Годом ранее доля кредитов сильно ниже рынка была 33.8% (более подробная детализация представлена в таблице, необходимо соизмерять со средней ключевой ставкой за период).
Какую позицию занимает ЦБ?
Банк России считает государственные программы льготного кредитования эффективным инструментом экономической политики при решении таких задач, как контрциклическое стимулирование восстановления спроса в периоды спада в экономике и адресная поддержка отдельных групп заемщиков или секторов экономики.В то же время при долгосрочном использовании для широкого круга заемщиков, эффективность этого инструмента снижается за счет растущего эффекта замещения, увеличивающейся нагрузки на бюджет, сокращения потенциала роста рыночного кредита экономике, совместимого с ценовой стабильностью.
Доступность заемного финансирования для экономики в целом обеспечивается прежде всего предсказуемо низкой инфляцией и, соответственно, снижением инфляционных рисков инвесторов, что позволяет заемщикам привлекать средства на рыночной основе без накопления дисбалансов в экономике.