Воздействие тарифов на инфляцию в США
Интересное исследование от МВФ – это первая за полгода предметная попытка оценки инфляционного воздействия тарифов на инфляционные процессы и экономику.
Вообще почти все исследование МВФ и про тарифы особенно – это фактически экстракт моих материалов за последний год. Разница в том, что я формировал гипотезы в первые часы и первые дни после событий, а МВФ спустя полгода в наукоподобном, академическом стиле.
Замечаю закономерность: не все, но многие гипотезы и концепции от Spydell_finance -> через 3-6 месяцев аналитический контур от крупных международных структур типа МВФ, Всемирного банка, BIS, мировые ЦБ и академическая среда -> еще через 3-6 месяца отраслевые специализированные издания и инвестбанки, типа Goldman Sachs и Blackrock -> далее профильные деловые СМИ, типа Bloomberg - > масс медиа и соцсети с задержкой в 1-2 года.
Почему эффект от тарифов еще не проявился?
МВФ фиксирует, что фактический тарифный шок в США оказался ниже первоначально объявленного, однако он сопровождался рядом временных факторов, создавших «иллюзию устойчивости». Это объяснялось несколькими факторами:
•Использование запасов и опережающие закупки в 1кв25.
•Перенаправление поставок через третьи страны с более низкими тарифами
• Способность компаний (как поставщиков, так и импортеров) временно абсорбировать возросшие издержки за счет прибыли (компании откладывали повышение цен, ожидая ясности по срокам и масштабу повышения пошлин)
•Особенности сбора пошлин. Из-за переносов сроков введения мер, исключений, отсрочки, переориентации торговли и специфики оформления торговых потоков по длинным контрактам фактическая доля уплаченных пошлин отстает от рассчитанной по ставкам. Ранее описывал этот принцип.
Тарифный шок усиливается падением доллара, усиливая рост издержек на импортеров (в будущем распределится в цены).
Это сочетание объясняет, почему в 1П25 наблюдалась устойчивость деловой активности при скромной реакции инфляции, хотя структурные издержки торговой фрагментации накапливаются.
В сумме все это дало умеренную и растянутую во времени ценовую реакцию.
Влияние тарифов на потребительские цены в США начнет проявляться в конце 2025 года, при том ранее приглушенная передача пошлин в потребительские цены США становится все более вероятной по мере исчерпания запасов и исчезновения временных буферов.
Повышенное инфляционное давление, вызванное тарифами, будет ощущаться примерно полтора-два года с пиком в ближайшие кварталы (полностью согласуется с моими расчетами).
Появляются признаки того, что перенос тарифов на потребительские цены начинается, особенно заметен рост цен на основные товары (core goods).
Анализ показывает, что экспортеры в целом не абсорбировали тарифы за счет своей маржи, перекладывая бремя на американские фирмы и домохозяйства.
Как изменилась средневзвешенная ставка по импорту в США?
Была 2.7% в янв.25, далее 24.4% по проекту рандомных ставок от апреля и сейчас 18.8% во многом за счет снижения на Китай. (августовский тарифный перфоманс стоил около 3 п.п).
Основные торговые партнеры:
• Китай: 13.2% -> 64% -> 45.4%
• ЕС: 1.6% -> 15.5% -> 16.3%
• Канада: 0.1% -> 11.6% -> 6.8%
• Мексика: 0.1% -> 15.5% -> 9.3%
• Япония: 1.6% -> 23.6% -> 17%
• Индия: 2.7% -> 23.5% -> 35.8%
• Великобритания: 1.3% -> 11.6% -> 9.3%
• Бразилия: 2.4% -> 11.6% -> 29.3%.
Рисунок показывает разрыв между ожидаемым ростом цен по первичным и вторичным эффектам из-за тарифов и фактически наблюдаемым изменением цен для отдельных категорий товаров, которые подверглись воздействию тарифов (например, бытовая техника, одежда, мебель).
Наибольший эффект в авто, бытовых приборах и кухонных, столовых принадлежностях, но значительная часть импорта еще не затронута тарифами. Интегральный перенос сейчас не более 35-40% от потенциала по верхней границе (в реальности меньше). Все еще впереди.
Накопленный эффект от тарифов в совокупности с ограничениями по миграции неопределен, но может составить, по крайней мере, 0.7 п.п в 2025 и 0.6 п.п в 2026 в позитивном сценарии (у меня примерно вдвое выше).