Риски долговой устойчивости
Существует фундаментальный риск сбоя механизма рефинансирования госдолгов ведущих стран мира по оценкам МВФ.
В принципе ничего нового, все эти идеи в этом канале я освещаю с 2022 года, но некоторые цифры и факты имеются от МВФ.
МВФ увязывает риски рефинансирования госдолгов с повышенной рыночной волатильностью, что усложняет центральным банкам задачу одновременно удерживать ценовую и финансовую стабильность.
От себя добавлю. Здесь логика в том, что любой рыночный сбой повышает долговую уязвимость, провоцируя каскадный эффект неразрешимых противоречий. Сбой может быть вызван различными причинами, но важно другое – основа системы «гнилая» и уязвимая.
В случае, если по каким-либо причинам инфляция пойдет в разгон, это автоматически связывает пространство маневра для ЦБ развитых стран, т.к. в этом сценарии они не могут использовать свой откалиброванный инструмент монетарного допинга в виде прямого выкупа госдолга (QE) и понижения стоимости заимствований.
Все, что происходило в 2008-2019 было в условиях дефляционного сценария и значительного запаса прочности системы на всех уровнях, в том числе на уровне запаса наращивания госдолгов – теперь этого буфера устойчивости нет.
Некоторые крупнейшие экономики сталкиваются со значительными потребностями в рефинансировании долга (как % от ВВП в 2024):
• США: 30.9% ВВП
• Япония: 26.2%
• Италия: 18.1%
• Германия: 7.1%
• Франция: 12.2%
• Великобритания: 7.0%.
Общая стоимость заимствований растет (рефинансирование дешевого долга 2008-2021 и финансирование дефицита бюджета), что вызывает беспокойство на фоне высоких потребностей в рефинансировании.
У США дисбалансы самые выраженные. 57% от валового размещения уходит в векселях (Франция – 39%, Германия – 32%, Великобритания, Италия и Япония в среднем 23-25%), при этом у США самая низкая средневзвешенная срочность долга – всего 5.9 лет, тогда как у Японии – 9.5 лет, в Италии – 7 лет, в Германии – 7.4 года, во Франции – 8.5 лет, а в Великобритании - 14 лет).
Усиление опоры на казначейские векселя (срок до 1 года) сокращает среднюю дюрацию долга и повышает уязвимость к рефинансированию и колебаниям краткосрочных ставок.
Разворот инфляционного тренда или слишком долгий процесс нормализации инфляции делает проблемы дорогого обслуживания долга практически бесконечной (растет доля процентных расходов в структуре расходов, повышая дефицит бюджет, что еще больше усиливает расходы по долгу и так по негативной спирали).
Демография, оборона и энергетическая безопасность усиливают бюджетные расходы, особенно в Европе, сужая пространство для маневра при кризисе.
Проблема усугубляется сочетанием замедления роста, более высоких реальных процентных ставок (среднесрочные и долгосрочные доходности растут с конца 2023 года) на фоне текущей высокой долговой базы, уязвимой структуры госдолга и высоких расходов на обслуживание.
МВФ категорически против любых форм QE:
Коммуникация должна включать четкие гарантии против монетарного финансирования, чтобы избежать инфляционных рисков фискального доминирования. Эти элементы укрепляют доверие рынков, снижают премии за риск и способствуют устойчивому снижению долга.
МВФ против любых стимулирующих фискальных программ для США, Японии и Европы по образу 2020-2021 (дискреционная, адресная поддержка, а не в режиме фискального экстремизма), даже в условиях потенциальной рецессии, что усиливает соблазн политиков поддержать рост.
МВФ делает акцент на необходимости фискальной консолидации и восстановлении фискальных буферов.
Центральный риск: cуществует риск взаимодействия фискальных уязвимостей и хрупкости финансовых рынков (принцип перекрестного заражения, когда проблема на одном рынке распространяется на все остальные связанные), особенно при росте стоимости заимствований и увеличении рисков рефинансирования для суверенных заемщиков. Резкие реакции рынков на фискальные уязвимости могут усилить рост стоимости заимствований.
Отчет МВФ здравый и выступает против реализации монетарного бешенства и фискального экстремизма в развитых странах (особенно в США).