ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН:
штурм уходящего дня
«Десять сантиметров мха и камней откинуты в сторону. Под ними останки советского солдата в новых ботинках. Шел он в свой последний бой налегке: без каски, оружия, с собой только противогаз, саперная лопатка и две противотанковых гранаты. Не дополз до амбразуры 50 метров...
Чуть выше по склону крутой сопки - останки японского самурая. Небольшой осколок гранаты пробил каску. Одет не по погоде: в одной гимнастерке и почему-то в тапочках. В руке противопехотная граната.
- Не успел ее бросить. Японцы не ожидали, что наши так быстро подойдут к высоте. Выскочил из подземелья, как был, и сразу погиб...»
Это строки из десятилетней давности репортажа «Комсомолки» с курильского острова Шумшу. В трех абзацах – весь драматизм финала Второй мировой войны. К 16 августа 1945 года боевые действия Красной армии против японских войск на материке завершились, главнокомандующий Квантунской армией генерал Ямада Отодзо отдал приказ о капитуляции. Но гарнизоны на Курильских островах сопротивлялись с ожесточенностью смертников.
18 августа началась Курильская десантная операция, апофеозом которой стал штурм Шумшу. В ходе пятидневных кровопролитных боев ключевая высота 171 на островке размером 20 на 13 километров семь раз переходила из рук в руки…
«Под высотой обнаружена многоярусная система ходов и сообщений, что ведут на 50 метров под землю, где располагались казармы, ремонтные мастерские и госпиталя, - рассказывали «Комсомолке» поисковики. - Японцы могли нырнуть под эту сопку, а вынырнуть за следующей. Наши уничтожали врага в окопах, шли дальше, а самураи выныривали из этих катакомб и били в спину. Потому наши стали забрасывать эти норы гранатами…»
После Шумшу японские гарнизоны островов Анциферова, Маканруши, Онекотан, Матуа сдавались без боя…
Сегодня на Шумшу состоялось открытие мемориала, посвященного подвигу участников Курильской десантной операции.