ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН:
трагедия уходящего дня
Сегодня сын российской альпинистки Натальи Наговициной обратился к главе СК, генпрокурору и МИД России с просьбой спасти его мать, которая с поломанной ногой лежит на узком карнизе под пиком Победы. Можно понять чувства сына, но задача вряд ли имеет решение.
В 2000 году я участвовал в экспедиции на Лхотце Средняя (8414 метров) в Гималаях и видел, как альпинисты сражаются за попавших в беду…
«В пять вечера полусонный базовый лагерь всколыхнулся от крика: «Подъем!» Выскочили из палаток. Радист Слава Козлов стоит с рацией в руках. Лицо онемевшее. «Бондарева снесло!»
Не дожидаясь команды, все за две минуты оделись, экипировались и выдвинулись к вероятному месту падения Володи.
Около семи вечера, уже в темноте, обнаружили на снегу его куртку, ниже – рюкзак. Рядом – крышку от кастрюли и кусок сала, выпавшие из рюкзака…
Как искали Володю Бондарева? Собрали все подручные средства – лыжные палки и две лопаты. Вставали в четыре утра, в пять, еще в сумерках, были в районе поиска. До восьми утра зондировали палками снег, рыли траншеи. После восьми часов продолжали работу, но каждые 20 минут, увязая в снегу, убегали под спасительную скалу от сходящих лавин. К 14 часам силы иссякали, спасатели возвращались в лагерь.
Утром все начиналось заново.
Володю искали две недели. В конце первой из Москвы пришло поисковое оборудование – металлоискатель и зонды. Но над Володей уже вырос мавзолей – метров пять прессованного снега…
Позже мне сказали, что на Западе не принято подолгу искать попавших под лавину – день или два максимум. Потому что это работа не для альпиниста. «Мы знаем, что работаем практически наугад, - говорили ребята мне. - Но дело не только в том, что он наш друг. Мы ведь спасатели. Мы не бросаем ни своих, ни чужих».
Для спасения Натальи Наговицыной, потерявшей в тех же горах мужа, было сделано все возможное. Не надо осуждать ни тех, кто прекратил поиск, ни ее саму - мол, умный в горы не пойдет…
Безумство храбрых – вот мудрость жизни!