Мы часто рассматриваем угрозы онлайн-игр с точки зрения мошенников, которые используют их как площадку для поиска жертв. Однако отдельные виды игр создают не менее реальные угрозы для кошельков пользователей, используя продуманные психологические манипуляции.
Эксперты Роскачества проанализировали 10 популярных игр, включая Genshin Impact, Honkai: Star Rail, Tower of Fantasy и другие, и пришли к неутешительному выводу: все они в той или иной мере используют механизмы, побуждающие игроков к необдуманным тратам.
Эти механизмы эволюционировали от простого вовлечения до агрессивной монетизации. Самые опасные механики — те, что работают на стыке азарта и неочевидности реальных затрат. Для поколения, выросшего на играх с единой стоимостью, эта «игровая» реальность может показаться незнакомой.
Гача-системы и лутбоксы («рулетки») — это, по сути, казино для детей и подростков, облеченное в игровую форму. Вместо того чтобы платить за конкретную вещь, вы покупаете «сундук» или «молитву», содержимое которого определяется случайным образом. Шансы получить желанный предмет зачастую катастрофически низки — например, 0.6% для легендарного персонажа. Это создает порочный круг: одна неудачная попытка заставляет сделать еще одну, по принципу «а вдруг повезет в следующий раз». Механика напрямую эксплуатирует психологию азартной игры, но лишена возрастных ограничений и регуляции, применимой к настоящим казино.
Pay-to-Win (Плати, чтобы побеждать) — это модель, при которой победа в соревновательных режимах достигается не навыком и тактикой, а размером кошелька. Тот, кто платит, получает более сильных персонажей, мощное оружие и уникальные улучшения, против которых у обычного игрока просто нет шансов. Это создает нездоровую среду, где ценность времени и усилий обесценивается, а главной валютой становятся реальные деньги.
VIP-системы и Боевые Пропуска создают внутри игры кастовое общество. Игроки, которые платят, получают эксклюзивные награды, ускоряют прогресс в разы и получают специальные привилегии. Это не просто косметика; это прямое разделение на «избранных» и «обычных» пользователей, что подстегивает последних тратить деньги, чтобы «не отставать» и получить доступ к полному игровому опыту.
Запутанные многоуровневые валюты — намеренно сложная система расчетов. Вместо простых рублей или долларов игра может использовать самоцветы, кристаллы, золото, пыль и их комбинации. Цель — затруднить игроку понимание реальной стоимости покупки. Когда вы не видите прямой привязки к привычным деньгами, психологический барьер на траты значительно снижается.
Осознание этих механизмов — первый и главный шаг к защите себя и своих близких. Игры должны рассказывать истории, развлекать и бросать вызов, а не становиться скрытыми финансовым обязательствами или источником стресса.