ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН:
фейк уходящего дня
26 ноября 1812 года на реке Березине началось сражение русских войск с отступавшей армией Наполеона. Тогда же был упущен исторический шанс пленить Бонапарта, в чем общество обвинило адмирала Павла Чичагова. Больше 200 лет он остается главным антигероем Отечественной войны.
Известный военный историк Семен Экштут реабилитировал его на страницах журнала «Родина»:
«В потоке обрушившихся на адмирала обвинений самый издевательский удар нанес баснописец Крылов:
Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник.
Так в народном сознании укоренился миф о неумехе-моряке, взявшемся командовать сухопутным войском. Осталось незамеченным глубокое исследование Генерального штаба генерал-лейтенанта Владимира Харкевича в конце XIX века, где объективно показана роль Чичагова в сражении. И уже в советское время художник Евгений Рачёв в иллюстрации к «Щуке и Коту» намеренно изобразил хищную Щуку в адмиральском мундире, а добродушного Кота - в бескозырке, которая издавна ассоциировалась с образом Кутузова.
Тоже мифического.
«Жалобы, целыми стопами присылаемые на Кутузова, слишком запятнавшего себя в корыстолюбии, заставили государя отозвать его, - писал современник. - Чичагов назначен главнокомандующим Дунайской армией, и с той минуты старик поклялся ему в вечной ненависти».
Прошло несколько месяцев - и главнокомандующий, став начальником Чичагова, смог ему отомстить, возложив на адмирала персональную вину за переправу Наполеона через Березину. «Я долгом почитаю всеподданнейше донести, что г. Чичагов не только не удержал ретираду неприятеля, но еще и сам имел весьма чувствительный урон», - донес Кутузов императору.
При этом он ни слова не сказал о том, что сам с главными силами умышленно приотстал перед Березиной от Наполеона на полтора перехода…».
Оскорбленный адмирал в феврале 1813 года «по болезни» сдал командование армией и через год навсегда покинул Россию.
Ошибаться можно, врать нельзя. Об этом снова напомнил фейк давно минувших дней.











































