Про глобальное управление: о чём на самом деле говорит китайская инициатива. Вопрос в том, когда её услышат, полагает Наталья Старичкова, политический обозреватель @lentv24.
В Тяньцзине, на заседании саммита Шанхайской организации сотрудничества в расширенном формате «ШОС+» Си Цзиньпин выдвинул «инициативу по глобальному управлению». А Владимир Путин и Александр Лукашенко эту инициативу поддержали.
Слова, в которые было одето это китайское предложение миру, могут показаться очередным призывом ко всему хорошему против всего плохого – уж очень округло сказано:
«Я хотел бы выдвинуть инициативу по глобальному управлению и работать со всеми странами над совместным созданием более справедливой и равноправной системы глобального управления, а также созданием сообщества единой судьбы человечества».
Правда, Си Цзиньпин постарался структурировать свою инициативу, оформив её в «пять пунктов», которые, если коротко, выглядят так:
«придерживаться суверенного равенства, соблюдать принципы международного права, практиковать многосторонность, отстаивать подход, ориентированный на людей, сосредоточиться на реальных действиях».
Гораздо яснее всё становится если обратить внимание на контекст и детали. Прежде всего – «про суверенное равенство»:
«Следует настаивать на том, чтобы все страны, независимо от размера, мощи и благосостояния, имели равные возможности участвовать, принимать решения и получать выгоды в глобальном управлении».
А это уже прямо отсылает к давним призывам реформировать ООН и Бреттон-Вудские институты, к которым относятся Международный валютный фонд и Всемирный банк. О чём, напомним, говорилось в июле этого года на саммите БРИКС в Рио-де-Жанейро:
«В 80-ю годовщину окончания Второй мировой войны мы вновь заявляем о срочной необходимости реформирования Бреттон-Вудских институтов, чтобы сделать их более гибкими, эффективными, заслуживающими доверия, инклюзивными, соответствующими своему назначению, беспристрастными, подотчётными и представительными, повысив их легитимность».
Далее про соблюдение международного права, и тоже интересно:
«Следует избегать «двойных стандартов» и не допускать, чтобы малочисленные страны навязывали другим свои «домашние порядки».
С переводом слова выражения «малочисленные страны», может, и не всё в порядке, но сказано жёстко: меньшинство не должно диктовать глобальному большинству.
Следующий пункт про «практиковать многосторонность» – это не про известную нам «многовекторность». Ключевое здесь: «противостоять политике односторонних действий». По сути – это требование известно к кому прекратить изображать из себя гегемона.
Про подходы, «ориентированные на людей» в четвёртом пункте, судя по всему, имеется в виду такое совершенствование существующей системы глобального управления, которое позволяло бы эффективнее противостоять общим вызовам, с которыми сталкивается и будет сталкиваться человечество – без деления на развитые и неразвитые страны.
И, наконец, пятый пункт – про то, чтобы «сосредоточиться на реальных действиях». Цзиньпин призвал
«придерживаться систематического планирования и поступательного развития, обеспечивать общую координацию глобальных действий, в полной мере задействовать ресурсы всех сторон, добиваться более ощутимых результатов, а также посредством прагматичного сотрудничества избегать задержек и фрагментации в управлении».
Пожалуй, именно этот пункт китайской инициативы, поддерживаемой Россией и, не сказавшей «нет», всей ШОС, – самое главное послание из Тяньцзиня силам, которые глобализм понимают как всеобщее подчинение своим интересам.
И тут крайне важно отметить, что Владимир Путин, выражая поддержку инициативе председателя Си Цзиньпина, чётко указал, что Россия
«заинтересована в том, чтобы приступить к конкретному обсуждению предложений, которые высказали наши китайские друзья».
А вот в таком ракурсе китайская инициатива становится очень похожей на стартовые условия будущих больших переговоров – и совсем не только на двоих, как на Аляске. Понятно, что до них ещё очень далеко, но, как все помнят, путь в тысячу ли должен же с чего-то начаться.