«Сила Сибири-2» - проект с крупнейшими геополитическими последствиями
Самое время осознать ближне- и долгосрочные последствия оживления динамики по «Силе Сибири-2». Вплоть до прошлого года, реализация этого проекта откровенно буксовало, по неофициальным данным – стороны не могли договориться по цене того газа, который пойдет в Китай. Обсуждения активно шли и в ходе майского визита в Москву Си Цзиньпина, тогда же родилось указание «ускорить», а к концу июня The Wall Street Journal сообщила о росте интереса Пекина к «Силе Сибири-2» из-за войны Ирана и Израиля. В Китае возникли опасения по поводу надежности поставок энергоресурсов с Ближнего Востока, в связи с чем Пекин решил рассмотреть альтернативные варианты. Сразу же снялись вопросы по цене.
Смысл нового газопровода для нас - перенаправление тех объёмов, которые раньше шли в Европу (прежде всего по «Северному потоку» и «Ямалу»), но были потеряны из-за санкций и разрыва отношений с ЕС. Проект закрепляет окончательную переориентацию российского экспорта газа с Европы на Азию. Если раньше «Газпром» балансировал между двумя рынками, теперь вся инфраструктура и политика выстраиваются в азиатском направлении.
Рассказывать о том, что сделка для России невыгодна неуместно, даже если цены будут ниже «европейских», долгосрочные контракты с КНР обеспечат загрузку добычи и стабильный денежный поток, критически важный для бюджета. Ну а если Европа хочет покупать СПГ в две-три цены от трубопроводной стоимости – на здоровье. ЕС окончательно теряет перспективу возвращения «дешёвого российского газа», ситуация в Европе закрепляется как структурный энергетический разрыв с РФ, а европейская промышленность попадает в колею концептуального энергетического голода.
По прогнозу Минэкономразвития, средняя цена газа для Китая в 2025 году составит (по Силе Сибири-1) $261 за 1000 куб. м, при том что ЕС и Турция будут платить за аналогичный газ $340 за 1000 куб. м. По базовому прогнозу Минэкономразвития, экспорт российского трубопроводного газа в 2025 году увеличится год к году на 7,7% — до 120 млрд куб. м, в 2026 году достигнет 126 млрд куб. м, в 2027-м — 122 млрд.
Это не единственный бонус для Пекина. Китай получает новый стабильный канал поставок газа вне морских маршрутов, которые могут быть перекрыты в случае конфликта с США или союзниками. Это «сухопутная страховка» против морской блокады. Монголия превращается в транзитного игрока. Для Улан-Батора это и новые доходы, и способ балансировать между Пекином и Москвой.
В Средней Азии Туркмения, традиционный поставщик газа в Китай, получает – не конкурента, а коллегу - в лице России. Потому что у России газ уже есть, а Туркмении нужно ещё вкладываться в производство, и это долгий срок. Поэтому если тут и будет конкуренция, то далеко не в ближайшие годы.
«Сила Сибири-2» фактически формирует новый «Евразийский газовый коридор», подрывая глобальное доминирование западных энергорынков и цементируя Евразию собственными, внутренними финансово-энергетическими связями. США и Брюссель получают комплексное усложнение любых «энергетически-политических» проектов в Средней Азии, по причине возникновения нового российско-китайского полюса притяжения. Попутно возникает новый бустер для экономики Китая, экономический разрыв с США будет становиться ещё больше. Так что антизападный лагерь – однозначный win, а вот проблем у США и тем более Европы добавилось.