Прямо на наших глазах происходит мощнейшая за последние полвека девальвация доллара. Не надо смотреть на стоимость «американца» не через отношения к другим валютам: евро, йене или юаню — эти валюты прокси от американского доллара. Европа и Китай глубоко интегрированы в американский рынок; существенное изменение курса вызовет коллапс экспортноимпортных операций. Но если оценивать доллар через стоимость драгметаллов, например золота или серебра, то можно констатировать — «котёнку хана».
При этом даже самые консервативные и осторожные инвесторы — центробанки — дефакто признали это: в этом году стоимость золота в резервах мировых центробанков превысила стоимость казначейских облигаций — впервые за 30 лет — расчет Атон. Де-юре оформление кончины доллара произойдёт несколько позднее и будет приурочено к очередному финансовому кризису или войне.
Предыдущий переход резервов мировых ЦБ от золота к казначейкам произошёл в 1995 году, в период, когда США были на пике своего влияния: стратегический враг — СССР — повержен, государственный бюджет профицитен, долг невысок, бизнес и население оптимистичны как никогда.
Спустя всего три десятилетия мы видим диаметрально противоположную картину: Китай и Россия усиливаются, с ними трудно чтото сделать; госбюджет США рекордно дефицитен, а бизнес и население подавлены.
На этом фоне неудивительно, что даже такие монструозные и консервативные структуры, как центробанки, начали бежать с тонущей лодки — от американского доллара. Другое дело, что пока альтернатива «американцу» ещё не сформировалась: у КНР масса внутренних проблем, юаньювая инфраструктура не так удобна и широка, как долларовая; криптовалюты ещё сыры и не имеют надёжного законодательного статуса во многих юрисдикциях.
Поэтому мир пока едет по старой долларовой лыжне, но скорое изменение правил игры, а возможно даже смена вида спорта, уже очевидна.