Медицинский "феодальный строй". Перемены ОМС коснутся каждого.
Минздрав подготовил законопроект, который серьёзно изменит работу ОМС. Среди прочего, главы регионов получат возможность убрать из системы независимые страховые компании и отдать их функции территориальным фондам ОМС.
Юридически роль страховых компаний пока не отменяется в полном объёме. Здесь стоит пояснить, что на сегодня страховщики выступают в роли той самой критически важной смазки в сложном механизме взаимоотношений между пациентами, клиниками и государством. Они разрешают споры, стимулируют рост качества услуг.
У такого решения есть обратная сторона, на которую с тревогой указывают пациентские организации.
Как напомнил в беседе с Царьградом сопредседатель Всероссийского союза пациентов, член СПЧ Ян Власов, решение о том, что у пациента должно быть конституционное право защитить свои требования к системе здравоохранения относительно работы с его здоровьем, было впервые принято в России в 1993 году.
Эта система 30 лет работала в виде страховых медицинских организаций, однако лицензирование такие фирмы получали не в здравоохранении, а в системе финансов, что фактически делало их не медицинскими структурами, а финансовыми. Однако выполняли они всё это время одну задачу — контроль качества.
По словам Яна Власова, отказ от страховщиков станет буквально уходом в "феодальный строй".
"Когда речь идёт о том, чтобы передать права руководителям регионов по признанию возможным контролировать систему здравоохранения со стороны тех или иных страховых компаний, без критериев, без каких-либо причин, это уход в феодальный строй. То есть вот есть феодал, который говорит: вот ты будешь, а ты не будешь. А почему? Да потому что мне так хочется",
— считает член СПЧ.
По словам Власова, если допустить передачу полномочий страховщиков ФОМС, то решение любых спорных ситуаций окажется практически в руках Минздрава. Потому что ФОМСы — это, по сути своей, его дочерние предприятия. А сам региональный Минздрав — структура, которая подчиняется губернатору.
"То есть получается, что если возникает какая-то спорная ситуация, в чью пользу будет ответ? В сторону собственника. Они же сами против себя не будут выступать. Теперь посмотрим, кто с кем работает. Страховые медицинские организации работают с обращениями граждан. В этом году их было около 30 миллионов. ФОМСы работают с обращениями юридических лиц в основном. В этом году они работали примерно со 100 тысячами медицинских организаций, лечебных учреждений. То есть, получается, те защищают получателя лечения или медицинской услуги, а ФОМСы защищают организатора медицинской услуги",
— объяснил Власов.
В качестве примера он привёл трагический случай: у женщины умер ребёнок, после чего вмешалась страховая медицинская организация и отсудила у медучреждения 15 миллионов рублей.
"Вы себе можете представить, чтобы ФОМС сам у себя отсудил 15 миллионов рублей? Нереально. Поэтому, на наш взгляд, закон, который сейчас принимается по такого рода изменениям в страховой медицинской деятельности, сильно не продуман".
— считает Власов.
В Минздраве уверены, что исключение из схемы ОМС страховых компаний позволит оставить в бюджете больше средств. Ян Власов с этим утверждением не согласен.
"И те и другие берут одних и тех же экспертов. Но экспертиза страховой медицинской организации стоит в три раза дешевле, чем экспертиза ФОМС",
— отметил сопредседатель Всероссийского союза пациентов.
Коллаж Царьград