Глава ЦБ Эльвира Набиуллина выступила против кредитования предприятий реального сектора экономики по льготным ставкам.
"Кредитование по низкой ставке низкорентабельных и даже убыточных компаний — путь в никуда", — заявила глава ЦБ в Государственной думе.
Набиуллина в очередной раз подтвердила полную оторванность руководства регулятора от реалий, существующих на земле. Мне это напоминает осень прошлого года, когда советник главы ЦБ Кирилл Тремасов уверял, что в экономике всё хорошо, ведь сальдированная прибыль предприятий находится примерно на уровне 2023 года.
Во-первых, финансовые управленцы должны смотреть не в прошлое, а в будущее. Во-вторых, все показатели должны указываться в реальном, а не номинальном выражении.
По итогам 2024 года общая прибыль нефинансового сектора составила 30,4 трлн рублей. По номиналу это на 6,9% меньше, чем за 2023 год. А в реальном выражении (с поправкой на инфляцию) — уже на 12,7%.
В первом полугодии 2025 года сальдированная прибыль обвалилась ещё на 8,4% в номинальном и на 16,3% в реальном выражении. Если же смотреть по секторам, то ряд отраслей и вовсе работает с чистым убытком.
Такое происходит не только по причине резко выросших процентных расходов, но и по причине обвала спроса. Операционные расходы предприятий никуда не делись, а спрос на выпускаемые ими товары и услуги резко сократился.
Яркий пример — рынок грузовиков, который рухнул на 50%. Покупатели техники не в состоянии брать кредит под 25% или же идти в лизинг под сопоставимую ставку.
В результате наш лучший автомобильный концерн — КАМАЗ — сгенерировал за первое полугодие убыток в 30,9 млрд рублей. Выручка рухнула на 18% до 153 млрд рублей, а финансовые расходы выросли в 2 (!) раза до 20,7 млрд рублей.
Однако в представлении Центробанка низкорентабельные и убыточные компании являются "неэффективными". А не пробовало ли руководство регулятора разобраться в причинах? Почему они вдруг стали работать в минус? В предыдущие годы предприятия реального сектора начали активно вкладывать в импортозамещение, создавать новые мощности, развивать технологии.
Правительство разработало и внедрило отличные меры поддержки, благодаря которым удалось не просто быстро преодолеть санкционное давление, но и показать опережающие темпы роста экономики — 4,1% в 2023 году и 4,3% в 2024 году.
Но ЦБ посчитал такую ситуацию недопустимой и назвал её "перегревом". В результате те, кто вкладывал в развитие, остались с дорогими кредитами, а в бюджете попросту закончились деньги на необходимые субсидии.
В итоге сейчас выигрывают те, кто в предыдущие годы просто выжимал из бизнеса финансовые ресурсы, складывая их на депозиты. Текущие ставки делают более простым и выгодным хранение денег на депозитах, чем вложения в промышленность, IT, инфраструктуру и т. д.
И даже если Центробанк через какое-то время снизит ставку, доверие предприятий уже будет потеряно. Зачем вкладывать в долгую, когда твою работу в любой момент могут обозвать "перегревом" и довести компанию до убытков? Проще вытащить деньги из бизнеса и складировать их на депозитах, превратившись из предпринимателя в рантье.
Руководитель отдела внешних коммуникаций Института Царьграда Никита Комаров
Коллаж Царьграда









































