Сегодня официально началась новая жизнь нашего авторынка: вступила в силу реформа утильсбора. Пересчет ставки, по факту, призван развернуть страну от зависимости от импорта к собственной технологической базе. Государство очень прозрачно говорит: ребята, хватит жить на "распродаже будущего", пора вкладываться в свое железо, свои заводы и свои мозги.
…
Изменилась логика расчета утильсбора. Ставка становится жестко привязана к мощности и классу автомобиля. Льготы для массового сегмента при этом сохраняются: по оценкам, около 80% автопарка остаются в привычной зоне. Основной "удар по кошельку" придётся не по людям, которые ездят на машине на дачу, а по любителям мощных иномарок и серых схем. Это попытка сбалансировать рынок: убрать перекосы, накопившиеся годами, и выстроить правила, при которых нормальный производитель и честный дилер перестают быть "лохом, который платит за себя и за того парня".
…
Теперь к самому больному – "серый" ввоз. За последние годы структура импорта аж перекосилась: доля автомобилей, завозимых физлицами-"перегонщиками", выросла с примерно четверти рынка до доминирующих значений, а к III кварталу 2025 перевалила за 76%. Народ спасает себя от дорогих дилеров, скажете? – нет, просто уход в нецивилизованный сегмент, где никто не платит положенные налоги, не отвечает по гарантии и не несет ответственности перед покупателем.
…
Антон Алиханов, глава Минпромторга, недавно рубил с плеча: "Это прямой показатель ухода рынка в серый нецивилизованный сегмент, в котором участники... пренебрегают уплатой положенных налоговых платежей".
…
Реформа как раз и бьет по этим преимуществам ухода в тень. Льготный порядок для физлиц, который позволял завозить мощные машины по символическим ставкам, признали устаревшим и начали закрывать, особенно для автомобилей выше определенного порога мощности. Для таких машин теперь включается коммерческая ставка. Хочешь играть как бизнес – плати как бизнес, а не прикрывайся "вожу для себя". Это выравнивает условия между официальными импортерами, дилерами и теми, кто давным-давно превратил "личный ввоз" в слабо прикрытую бизнес-модель.
…
Ожидаемый эффект – движение к цивилизованному белому рынку. Крупные игроки (тот же "Рольф" устами директора по продажам Черноусова) говорят: новые правила уравнивают участников и снижают риски для потребителя. Когда машину привозит дилер, а не "перекуп без образования юрлица", у вас хотя бы есть понятные гарантии, сервис, ответственность. Да, часть серых схем умрет, да, это болезненно для тех, кто на этом зарабатывал, но в итоге обычный покупатель даже выигрывает.
…
Важно что это не разовый "фискальный налёт", а элемент большой стратегии. Как метко сказал один из участников рынка, нормальный цивилизационный процесс – переход от импорта к собственной промышленности. Государство не только ужесточает правила, оно и "заливает ресурс" в отрасль. По итогам 2024 года на поддержку производства внутри страны было направлено свыше 350 млрд рублей, еще около 43 млрд – на стимулирование спроса через льготное кредитование и лизинг. В результате выпуск автомобилей вырос примерно на треть, до 830 тысяч штук, продажи – до 1,8 млн, что на тот момент вывело российский рынок легковых машин на четвертое место в Европе. Да, там и поставки из дружественных стран (чтобы закрыть ассортиментные дыры), но лиха беда начало.








































