Сегодня – день памяти величайшего из русских архиереев XIX века, Святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского. Это был одновременно и церковный, и государственный деятель. Именно Святитель Филарет стал автором окончательной редакции Манифеста 19 февраля 1861 года об отмене крепостного права.
Владыка сделал всё, чтобы этот документ стал не либерально-популистским деянием, но способствовал восстановлению единства народа, разрушенного закрепощением русского крестьянства. Вот как об этом в своей книге "Империя" пишет Константин Малофеев:
"...В основу освобождения был положен принцип единства народа и недопустимости частнособственнического восприятия русского крестьянина как вещи. Крестьяне как подданные Государя получали личную свободу: они наделялись всеми гражданскими правами и отныне составляли сословие «свободных сельских обывателей». За ними оставалась вся их личная собственность, включая дома.Отношения крестьян с помещиками регулировались экономически: вводилось так называемое «временнообязанное состояние». Помещики предоставляли крестьянским обществам («мирам») наделы земли, размер которых определялся должностным лицом — мировым посредником. Выкуп этих наделов брало на себя государство, предоставляя крестьянам своего рода долгосрочный «ипотечный» кредит в размере 80% от суммы полагавшегося помещику выкупа (значительная часть этого долга крестьян государству была списана при следующих царствованиях).
19 февраля 1861 года был обнародован высочайший императорский манифест «о воле» — как его назовут в народе. Последнюю редакцию этого исторического документа составил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Сто лет спустя после «указа о вольности дворянской» справедливость была восстановлена: Царь-освободитель даровал народу вольность крестьянскую... "
// Малофеев К. В. Империя. Третий Рим. Книга вторая. М., 2022. С. 298-299
Империя – Историческая правда и Русское будущее | Подпишитесь и дискутируйте






































