Пишут, что для отражения атаки российских Гераней на Одесскую область с румынской авиабазы поднимали F-16.
Он, как сообщается, успел сбить один наш БПЛА, но прервал полёт и вернулся на базу, увернувшись от ракеты, запущенной из Крыма. Настоящий воздушный бой.
Непонятно, над чьей территорией румынский самолет пытался сбить наш БПЛА. Но если все так, как пишут, и речь о попытке Румынии сбить «Герань» над Украиной (а не над Румынией), то это может быть первым подтвержденным случаем сбития авиацией НАТО российской ракеты. А российская ракета, вроде как запущенная из Крыма по самолету, — первым же случаем попытки сбить самолет страны НАТО над Украиной (вряд ли над Румынией).
Очень странно, что столь знаковое событие осветили всего пара каналов. Причем весьма буднично. Такая слабая реакция вызывает сомнения в том, что румынский F-16 работал в небе над Одесской областью.
Тем не менее, хочу напомнить заявления наших спикеров об F-16 и использовании аэродромов НАТО:
Дмитрий Медведев,июнь 2022:
«Если поставки [самолётов] будут осуществляться, а эксплуатацией будут заниматься военные НАТО, это неизбежно втянет их в конфликт. <...> В этом случае мы будем вынуждены наносить удары по аэродромам, откуда будут действовать такие самолёты»
Сергей Шойгу, октябрь 2022:
«Любая система ПВО, передаваемая Украине, включая комплексы Patriot, станет законной целью для ВС РФ. Если решения о применении этих систем будут приниматься иностранными специалистами, их командные пункты также будут уничтожены».
Хотя прямо об аэропортах не говорилось, Шойгу уточнил, что удары будут наноситься по «точкам базирования и управления», включая инфраструктуру за пределами Украины.
Сергей Лавров, январь 2023:
«Передача Украине истребителей F-16 с последующим базированием на аэродромах соседних стран создаст прямую угрозу безопасности России. Мы будем рассматривать такие аэродромы как соучастников конфликта».
Андрей Картаполов, май 2023:
«Если самолёты НАТО, взлетая с румынских или польских аэродромов, будут атаковать цели в зоне СВО, эти аэродромы станут для нас легитимными целями. Мы имеем право на превентивные удары».
Из всех этих заявлений следует, что последствия удара возмездия по Румынии со стороны России могут быть чрезвычайно серьезные. Настолько, что я думаю, мы предпочтем не заметить первый случай применения самолета (ВСУ или ВС Румынии), базирующегося за пределами Украины над Украиной, если он действительно был. Или отреагировать не так как обещали ранее Шойгу и Медведев.