В очередной раз побывал по работе в Казахстане и заметил интересные изменения в местных настроениях.
Да, после начала СВО казахи в подавляющем большинстве были на стороне Украины. Сработал антиимперский императив - а вдруг мы следующие?! Вспышка, впрочем, тут же начала постепенно угасать, потому что долго ненавидеть - это вообще дело очень энергозатратное, а казахам продолжительное чувство ненависти не свойственно особенно, они не любят находиться в позиции жертвы, пусть даже потенциальной.
Но в этот раз обнаружил, что антироссийские настроения угасают уже не постепенно, а стремительно. Симпатии к русским здесь снова просыпаются, потому что после Газы, а теперь еще и Ирана картина мира для национально сознательного казаха изменилась в корне. Теперь включился другой императив: мусульман угнетают, мусульман бьют, и по одну сторону этой бойни - "весь цивилизованный мир", а также примкнувшая к нему Украина, официально поддержавшая действия США и Израиля, а Россия как раз всему этому противостоит, Россия с нами, Россия приняла сторону угнетенных мусульман.
Но вот еще что интересно: даже во время той антиимперской вспышки почти все казахи снабжали в разговорах свои претензии чем-нибудь вроде: но я тебя не виню, что ты топишь за свою страну, это же твоя страна, по-другому и быть не может. Для казаха вообще непонятно, как можно быть в оппозиции своей стране, даже если она не права. У них есть такое понятие - намыс. Это что-то вроде свода человеческого достоинства - типа "на чем стою". И человек, который в жесткой оппозиции своей стране, который желает ей погибели - это человек, лишенный намыса по определению.
В принципе, все больше ловлю себя на том, что на всем постсоветском пространстве Казахстан и Киргизия для меня, пожалуй, самые комфортные страны. И, судя по тому, что говорят здешние русские, я в этих ощущениях не одинок. И не только потому, что русский язык здесь едва ли не более распространен, чем казахский - это, как минимум, язык делового общения. Дело в чем-то другом. Казахи, несмотря на этнические и религиозные отличия, по менталитету на данном историческом этапе как-то оказались нам ближе, чем те же украинцы и даже белорусы из числа свидомых. Не знаю почему, но что-то есть общее в корневой системе наших национальных характеров. Прямота, склонность к длинным усилиям, неприятие авантюризма, опять же отрицание позиции жертвы - все это нас роднит. Даже казахский юмор в России стал популярным и все больше теснит украинский. А это серьезный показатель: если народы смеются над одним и тем же и одинаково различают мельчайшие детали смешного - это явный показатель духовного родства.
Надеюсь, мои ощущения не слишком субъективны.