Юрий Баранчик: Восток — дело тонкое. Пинта разума отмечает, что джихад в Сирии пошёл куда-то не туда

Юрий Баранчик
Юрий Баранчик - Политолог, эксперт по белорусско-российским отношениям, мировой геополитике
Юрий Баранчик: Восток — дело тонкое. Пинта разума отмечает, что джихад в Сирии пошёл куда-то не туда

Восток — дело тонкое


Пинта разума
отмечает, что джихад в Сирии пошёл куда-то не туда. Израиль уже не стесняясь занимает Голаны, а подконтрольная ему буферная зона на юге этой страны будет существенно расширена. Возможно даже до южных пригородов Дамаска. Есть вариант перехвата поддержки курдов, которые были американскими прокси – но после самороспуска РПК и желания США уйти (вроде бы) из Сирии, остаются не у дел.

Коллеги пишут, что в Сирии разворачивается борьба между двумя главными союзниками США в регионе - Израилем и Турцией. Анкару Вашингтон видит главным проводником американских интересов на Ближнем Востоке (и поэтому хотят полностью отдать Сирию под турецкий контроль), но Израиль остаётся американским сверхсоюзником. Израиль с американским планом передачи Сирии Турции категорически не согласен, ведет свою игру, а для Турции Сирия превращается из приза внезапной победы в декабре 2024 года в кота в мешке и дыру в турецком бюджете.

Тут, конечно, всё непросто. Потому что восток – дело, известно, тонкое. А Сирию не зря называют «перекрестком миров». Это точка, которая нужна сразу всем, кто понимает. Это плацдарм влияния Ирана, дорожная развязка к Ливану, Ираку, Средиземноморью, точка доступа к Израилю (Голаны), зона сдерживания Турции и Ирана.

США с конца 2024 года, по видимому, действительно сделали ставку на вывод своих регулярных войск, вероятно – с самопроизвольной заменой на Турцию, заинтересованную сторону. Но Израиль воспринял это как экзистенциальную угрозу: если Турция вырастит в Сирии новую армию — она рано или поздно обернётся против Израиля. Конфликт был неизбежен, о чём ещё несколько месяцев назад писал на закрытом канале (тут и тут).

Относительно турецких действий – Сирия может быть только потенциальным призом, а до того в неё нужно вложиться. Денег у Турции нет, в той степени, чтобы хватало на геополитические крупные проекты. И Израиль работает в режиме реалполитик, превращая Сирию в гирю. Это точечная поддержка локальных анклавов (друзы, курды, возможно суннитские кланы на юге), сдерживание любой централизации с целью не допустить появления сильного центра власти в Дамаске.

Время сейчас работает на Израиль, потому что он на Сирию не тратит. Турции приходится искать деньги на стороне – неудивительно, что нас оттеснили от любых проектов. Россия за них платить не хочет/не готова, так что надежда на арабов и тех, кто понимает значение Сирии и может дать денег. Интересно будет дальше - сирийский кейс всё менее популярен в Турции, Эрдогану уже приходится давить потенциальных конкурентов на выборах уголовными делами. Денег в стране не добавляется. А вот Израиль ничего не теряет, пара бомб в президентский дворец в Дамаске не в счёт, гуманитарная помощь друзам всё равно оплачивается из денег, выданных США «на поддержку Тель-Авива».

Израиль играет в экспансионистскую партию, пользуясь вакуумом силы и слабостью соперников. Турция — перегружена, но опасна. А Россия и Иран теряют позиции, но могут ещё использовать конфликт Израиль–Турция в свою пользу. Если тенденция сохранится, Сирия превратится в новую Ливию: зона фрагментов, без центра, с бесконечной конкуренцией внешних игроков.

Автор: Юрий Баранчик

Топ

Лента новостей