Сложный август: рэкет по-американски испытает БРИКС. Но будет ещё сентябрь в Пекине, напоминает Наталья Старичкова, политический обозреватель @lentv24.
Чуть больше, чем через неделю, если верить Вашингтону (уже оксюморон, да), мир-таки снова заживёт по американским правилам. Разъяснение от пресс-секретаря Белого дома Кэролайн Ливитт:
«1 августа – это, по сути, лишь начальная дата, с которой США начнут взимать эти платежи со всех стран мира».
Речь, разумеется, идёт о тех самых «пошлинах», которые ранее в какой-то там раз анонсировал Трамп. И совершенно очевидно, что миру предписывается теперь жить в условиях ничем не закамуфлированного американского рэкета. То есть никто даже не пытается формулировать подобие договорённостей: мол, мы вас защитим от кого-то/чего-то ужасного, а вы нам за это заплатите. Нет, всё проще и прямо по классике – по басне «Волк и ягнёнок»:
«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Впрочем, эти очевидности не стоило бы даже и повторять, если бы они, на самом деле, не ставили нас перед простым и жёстким вопросом: если США – всё ещё волк, то кто в сегодняшнем мире всё ещё ягнёнок?
Алексей Дробинин, директор Департамента внешнеполитического планирования МИД России, отмечает, что «на поверхности» у «стран-жертв» сегодня есть несколько стратегий реагирования, причём то, что подходит только для крупных торговых игроков – Китая, Евросоюза, Бразилии, не так чтоб вариант для малых стран.
Крупные торговые игроки ещё могут позволить себе некие ответные меры с выходом на более-менее приемлемую сделку. Игроки помельче сопротивляться не могут, а потому обречены принести Вашингтону свою согнутую выю и согласиться на всё, что ему старый-новый хозяин скажет.
Однако и тот, и другой вариант, на самом деле – легитимация американского рэкета, и насильственное, а потому очень болезненное торможение объективного исторического процесса. Причем, ненадолго. Как отмечает Алексей Дробинин:
«Нынешний раунд принуждения – не последний. За ним последуют другие. Поскольку американская система в нынешнем виде несамодостаточна, она продолжит требовать жертв на стороне».
Если совсем просто – волки ягнят не взращивают, а исключительно едят: съел одного – переварил – нужен новый. И вот тут-то возникает идея третьего пути:
«Правильной долгосрочной стратегией становится создание параллельных макроэкономических контуров, вне американского контроля и принуждения», – утверждает директор Департамента внешнеполитического планирования МИД России.
И отмечает, что именно этим и занимаются страны БРИКС:
«перевод торговли на национальные валюты, расширение круга участников независимых расчетно-депозитарных механизмов и систем передачи банковской информации, создание новых инвестиционных платформ, суверенных страховочно-перестраховочных механизмов».
При этом в России прекрасно осознают, что путь БРИКС – это сложный путь в будущее, но именно он имеет перспективы и необходимую надежность. Это – позиция Москвы, и она ясна, последовательна и понятна.
Однако весь вопрос сейчас в том, какой именно путь выберут те самые крупные игроки, о которых говорит Алексей Дробинин, – Китай и Бразилия. А также Индия и ЮАР. И далее по списку.
БРИКС, явно ускорил свои усилия в последние несколько лет – вспомним саммит в Казани, да и в Бразилии тоже много чего хорошего зафиксировано. Уже многое сделано, но кое-что ключевое все еще не заработало, а Трамп явно действует на опережение.
И это означает, что рассчитывать на дружный отпор БРИКС старой-новой американской игре «в одни ворота» на данном этапе особо не приходится. Скорее, мы будем наблюдать сочетанную стратегию: ответное тарифное сопротивление крупных игроков – и продолжение работы в рамках БРИКС по созданию параллельных макроэкономических контуров. Правда, уже в более жёстких условиях.
Впрочем, вполне может быть, что есть ещё и другие варианты – которые пока не на поверхности. И если в Вашингтоне предвкушают 1 августа, то мы подождем начала сентября: в Пекине должно быть интересно.