Посмотрел первую серию документального сериала «Атомный прорыв», посвященного 80-летию российской атомной отрасли. Я вообще не равнодушен к хорошей содержательной документалистике. Очень рад, что этот жанр начинает полновесно возвращать к нашему зрителю с учетом новых возможностей цифровых коммуникаций и платформ. Очень рад, что в отличие от ряда других проектов авторы «Атомного прорыва» внимательно и деликатно отнеслись к содержательной стороне темы, не переборщив с формой, внешними эффектами.
Знаете, коллеги, чем меня в свое время привлек недавно появившийся сериал «Атом»? Не только тем, что нет уже раздражающего и заставляющего просто нажать на кнопку «выкл» деления на «плохих» и «хороших». И не остротой сюжета. И даже не актерской игрой, хотя многие образы более чем убедительны, скажу больше – узнаваемы без внешнего сходства. Фильм «Атом» показывал, как все, в действительности, было сложно. Как не было готовых решений И как, иногда на ощупь приходилось искать путь к правильным решениям. Но фильм «Атом» — это до известной степени, - художественная метафора.
В случае с «Атомным прорывом» мы получаем экспертное, но не заумное, а вполне понятное любому, обобщение: что означала задача реализации советского атомного проекта в сжатые сроки. Она означала не просто безопасность, но выживание страны в условиях непросто обостренной, но подошедшей к грани прямого военного столкновения конкуренции мировых держав. Конкуренции, в которой у США было преимущество «первого хода», апробированное, как тогда считалось «абсолютное» оружие и средства его доставки. И оно, увы, вполне работало в качестве средства политического давления.
Мне кажется, главное, что смогли «поймать» авторы документального фильма, - нерв времени. Но другой аспект, который не должен ускользать от нашего внимания, - люди. Люди, обеспечившие, иногда через тяжелейшие испытания, выполнение важнейшей для страны задачи. Люди, проявившие не просто научную состоятельность, дальновидность, но гражданскую смелость, добиваясь своего, продвигая свою позицию, несмотря на, говоря современным языком, «персональные риски». Именно так вел себя Георгий Флеров, центральный герой первой серии, на разных уровнях повторяя, что необходимо усиленно заниматься «урановой проблемой», несмотря на войну с фашистами. Это драматично показано в фильме. Для него, дело было прежде всего. Так, что фильм, прежде всего, про людей дела и мужества, про их наследие. С удовольствием буду смотреть дальше.