Вчера на Фестивале новых медиа поговорили с бывшим американским морпехом-разведчиком Скоттом Риттером.
На мой взгляд, он фигура противоречивая, но важная для понимания того, как внутри самой Америки появляются голоса, готовые разрушать привычные стереотипы. Человек, который с его слов в конце 80-х был буквально «заражен советофобией», сегодня говорит иначе. Его воспоминания о том, как в Удмуртии он впервые увидел в «врагах» обычных людей, звучат показательно: «В тот момент я понял, что не хочу больше убивать этих людей. Я хочу быть их друзьями».
Риттер признает, что США сами становятся жертвой инструментов информационной войны, которые они десятилетиями использовали против других. «Мы очень боимся. Конечно, мы боимся», – отвечает он на вопрос о том, могут ли технологии манипуляции историей и сознанием ударить по самим американцам. Подкастеры и независимые журналисты, объединяясь, создают аудитории в миллионы человек – и именно там рождается запрос на правду, а не на «голливудскую» интерпретацию реальности.
Его метафора «испорченного ребенка» звучит жестко: Америка привыкла быть центром игры, но «день американской гегемонии закончился». В этом срезе его прогноз по украинскому кризису тоже строится не на политических схемах, а на гуманитарной логике: «Украинцы и русские люди одинаковы. Лучшая развязка – жить как братья и сестры». Он понимает, что путь будет долгим, и ненависть, культивируемая годами, быстро не исчезнет.
Пожалуй, самая яркая формула вечера прозвучала в ответе на вопрос «в чем сила?». Риттер сказал просто: «Мощь только исходит из правды». Он сам сформулировал это так: «Американское государство боится правды». И именно поэтому Риттер сегодня выглядит символом – пусть одиночным, но очень показательным: того, что и внутри США есть силы, которые понимают. Мир нельзя строить на лжи и гегемонии.