В свете Аляски: в Грузии следят за Россией и США и жестко отвечают Евросоюзу. А Брюссель не унимается, отмечает Наталья Старичкова, политический обозреватель @lentv24.
В Грузии что-то опять стали совсем жёстко высказываться в адрес Евросоюза. Не все, конечно, но вот правящая партия – точно. Новое заявление «наотмашь» сделал спикер парламента Грузии.
Когда представительство Евросоюза в Грузии решило напомнить о себе давно потрёпанной сказкой о том, что «ЕС был создан ради мира, а путь Грузии к членству является дорогой к более безопасному и защищенному будущему», Шалва Папуашвили выдал базу:
«То, что Евросоюз был создан ради мира, автоматически ещё не означает мир. Быть проектом мира значит быть ответственной силой. Европа не должна предаваться самоуслаждению. Если ЕС действительно хочет оставаться проектом мира, он не должен требовать от Грузии эскалации с Россией, финансирования экстремизма, вмешательства в выборы, возведения ложных обвинений и посягательства на традиционные ценности страны».
Не уступает в жёсткости комментариев и премьер-министр Грузии: на угрозу ПАСЕ оспорить полномочия грузинской делегации, если Тбилиси «не добьётся прогресса в отказе от авторитарного курса», Ираклий Кобахидзе заявил:
«Европейская бюрократия находится в состоянии полного абсурда, и в этом абсурде пребывают соответствующие европейские политики».
Такая реакция премьера и спикера подтверждает, что в Тбилиси отлично осознают: Брюссель не оставляет планы переформатировать Грузию под себя и свои цели. Причём, отнюдь не мирные. И дело, разумеется, не в «авторитарности» властей и даже не в традиционных ценностях подавляющего большинства грузин.
Мотивация «евроликих» предельно меркантильна. Географическое положение Грузии делает её важным звеном транспортных проектов, с которыми в европах мечтают выйти на Центральную Азию, минуя Россию.
А цель понятна: надо же где-то брать ресурсы для европейской промышленности, которую сейчас ускоренными темпами ставят на военные рельсы. Только на покупном оружии из США, да ещё с наценкой, много не навоюешь.
Так что именно об этом, о милитаристских планах Европы, по сути, сказал Шалва Папуашвили - ведь именно с Россией впавшие в абсурд европейцы снова мечтают повоевать.
А с Грузией у них вышла проблема: как-то так получилось, что в стране у власти оказались та часть национальной элиты, которая действительно любит свою страну и не хочет сжигать её в войне.
Впрочем, и про экономику действующая власть очень хорошо понимает: эксперты высоко оценивают тот факт, что Тбилиси выстоял перед внешним и внутренним натиском, обеспечил мир и сохранил статус стратегического хаба.
Что же касается сотрудничества с Россией - пока крайне осторожного, без резких движений с обеих сторон, чтобы лишний раз не дразнить «гусей» - то оно, скажем так, зреет и ждет.
В том числе – и решения украинского вопроса. О чём практически прямо сказал Ираклий Кобахидзе, комментируя переговоры Путина и Трампа на Аляске:
«Я надеюсь, что эти переговоры наконец завершатся установлением мира на Украине и, следовательно, в нашем регионе».
Мысль очень глубокая, на самом деле. Можно даже заподозрить, что в Тбилиси понимают: установление мира на Украине означает такой эффект для ЕС, что ему будет не до поджигания Кавказа. Хорошо бы, конечно. Но есть риски.
Во-первых, быстрое установление мира на бывшей Украине – это пока из разряда мечтаний. А во-вторых, никто не обещал, что с решением украинской проблемы всё те же «евроликие за мир» с особым рвением не возьмутся за кавказский регион. Тем более, что у них многое здесь готово. И Турция тоже.
Так что не исключено, что в какой-то момент Грузии и России придётся ускориться в восстановлении полноценных отношений – просто чтобы не опоздать.
Вот и эксперты предупреждают: ближайшие 10-15 лет всё равно будут крайне напряжёнными, и главная задача Тбилиси – избежать исторических ошибок.