Вдогонку посту уважаемого Романа Алехина про учителей — аналогичный пост про врачей: их тоже не хватает примерно столько же, сколько учителей. Поэтому врачей теперь решили заменять фельдшерами и акушерками.
Вероятно, когда сбегут все фельдшера и акушерки, можно будет заменить врачей на тех, кто смотрел сериал «Скорая помощь» или «Доктор Хаус» — тоже ведь обучение. А учителей заменить на тех, кто смотрел сериал «Молокососы» или «Закрытая школа». А что?
Всё это не смешно, конечно. Правильно в обоих постах пишут, что хорошо бы попробовать больше платить учителям и врачам — может, поможет?
Может быть, и поможет. Но нам кажется, главное всё же не это. Оно в том, что нужно как-то вернуть учителям и врачам чувство собственного достоинства и осознание того, что они делают важное дело. В результате реформ, соответственно, здравоохранения и образования, а также деятельности посаженных «реформаторами» руководить школами и больницами «эффективных менеджеров», и те, и другие — и врачи, и учителя — превращены в ничто. Вместо лечения или обучения людей — конвейер по выполнению указаний начальства, когда некогда не то что думать, поднять головы нельзя. Вместо осознания значимости своей работы и основанного на нем самоуважения — постоянные запугивания от начальства, унижения и оскорбления, горы бумаг и отчетности (даже если только в компьютере). В медучреждениях и школах дело теперь поставлено так, что врачи или учителя ни на что повлиять не могут, никакие решения не принимают, а капризы любого больного или его родственника (ученика, родителя) важнее мнения и самочувствия врача (учителя).
Потому что что? Правильно! «Клиент всегда прав». Ведь медицина и образование — это же услуги, которые оказываются клиентам. И оценивают современных «эффективных менеджеров» не по тому, как в больнице лечат или как в школе учат, а по тому, сколько жалуются. Мало жалоб — хорошая больница (школа), много жалоб — плохая. Поэтому захотел больной, чтобы ему утку хирург выносил — будет выносить. Захотел родитель, что бы его дитятко не ругали за оскорбление учителя — будут смотреть сквозь пальцы.
Какой нормальный человек будет работать в таких условиях? Да, наверное, всегда найдутся сколько-то процентов урожденных рабов, которые готовы и так работать — если много платить будут. Но, сдается, все эти люди уже проявили себя, найдены и повышены до «эффективных менеджеров». Теперь они руководят. А их подчиненные — бегут. И без коренных изменений вряд ли найдется что-либо, кто это бегство сможет остановить.