Юрий Баранчик: Чем можем ответить врагу за удары по нашим НПЗ

Юрий Баранчик
Юрий Баранчик - Политолог, эксперт по белорусско-российским отношениям, мировой геополитике
Юрий Баранчик: Чем можем ответить врагу за удары по нашим НПЗ

Чем можем ответить врагу за удары по нашим НПЗ

В продолжение предыдущего поста по этой теме.

Если кратко, то симметрично не получится, потому что перечень целей будет совершенно иным. Крупных действующих НПЗ на Украине, считай, уже нет. Кременчугский НПЗ (Полтавская обл.) — ключевой для Украины объект, по которому регулярно летит с 2022 года и его работа с трудом прогнозируема. Одесский НПЗ — остановлен задолго до полномасштабной войны (низкая глубина переработки/юридические проблемы), перезапуск считался проблемным ещё до 2022 года.

Надворнянский (Прикарпатье) и Дрогобычский (в Галиции) — технологически устаревшие мощности. По оценкам профильной карты-справочника UA-Energy, не соответствуют стандартам качества топлива с 2008 года (перезапуска как эффективных современных НПЗ не было). Есть ещё Лисичанский НПЗ, но с 2022 года Киев его не контролирует.

Итог по переработке: по данным EIA и отраслевых сводок, крупнотоннажной переработки в подконтрольной Украине части страны фактически нет; внутреннее производство нефти мало, страна опирается на импорт нефтепродуктов.

Получается, вместо НПЗ, за отсутствием таковых, надо выбивать логистику. Критически важны импортные каналы: автомобильные/железнодорожные поставки из ЕС и порты Дуная (Рени, Измаил), через которые заходит значимая доля топлива и прочих грузов. Эти порты неоднократно становились объектами российских ударов (что подчёркивает их роль в снабжении), но – явно мало.

Государственные и частные компании (напр., «Укрнафта») регулярно закупают готовое топливо (A-95, дизель). Показательно, что речь не о загрузке собственных НПЗ, а о импортных тендерах. Помимо нефти, газодобыча/газовая инфраструктура — отдельное чувствительное направление.

В России ключевым уязвимым звеном оказались действующие НПЗ: их много, они крупные, и их отключение даёт быстрый эффект на рынок. На Украине же вместо НПЗ уязвима логистика готового топлива (приграничные переходы, железная дорога, дунайские порты, распределительные узлы), именно потому, что собственных мощностей переработки почти уже не осталось.

Портовые объекты на Черном море (основной экспортный канал). Импорт на 80% идет через порты Одесса, Черноморск и Южный. Эти порты обрабатывают танкеры и контейнеры с нефтепродуктами, часто в комбинации с зерном или металлом. В 2025 году объем экспорта через них составил около 1 млн тонн (данные EIA).

Также есть нефтепровод Transbalkan, по которому на Украину поступает нефть, в том числе из Азербайджана. Но после наших ударов по базе SOCAR неизвестно, насколько нефтепровод работоспособен. Порядка 20% объема топлива проходит по железным дорогам из Польши и Румынии, а значит целью становится украинская железно- дорожная инфраструктура. Кроме того, как поставки топлива ни диверсифицируй, а более-менее крупные склады есть, они маломобильны и уязвимы. Поэтому это хорошие цели.

Автор: Юрий Баранчик

Топ

Лента новостей