27 августа 1945. Трумэн объясняет свои требования к СССР по аэродрому на Курилах
27 августа президент США Гарри Трумэн ответил Сталину на его сообщение от 22 августа. Трумэн не пошел на уступки по Хоккайдо, но попытался даже объяснить свое абсурдное требование по предоставлению США аэродрома на Курилах.
Лично и строго секретно для генералиссимуса Сталина от президента Трумэна. Получено 27 августа 1945 года.
В ответ на Ваше послание от 22 августа 1945 года сообщаю, поскольку речь идет о базе на Курильских островах, что моя мысль заключалась в том, что пользование правами посадки на центральной группе Курильских островов во время оккупации Японии было бы существенным вкладом в те совместные действия, которые мы будем предпринимать в связи с осуществлением условий капитуляции Японии, так как это обеспечило бы еще один путь авиационной связи с Соединенными Штатами для использования в чрезвычайных случаях в период оккупации Японии.
Я также не испытывал никаких колебаний, ставя вопрос о предоставлении возможностей для посадки коммерческих самолетов. Вы, очевидно, неправильно поняли мое послание, так как Вы говорите о нем, как о требовании, обычно предъявляемом побежденному государству или союзному государству, которое не в состоянии защищать части своей территории. Я не говорил о какой-либо территории Советской Республики. Я говорил о Курильских островах, о японской территории, вопрос о которой должен быть решен при мирном урегулировании. Мне было известно, что мой предшественник согласился поддержать при мирном урегулировании приобретение этих островов советской стороной. Я не считал оскорбительной Вашу просьбу о том, чтобы я подтвердил это соглашение. Если Вы рассчитываете на нашу поддержку Вашего желания получить в постоянное владение все Курильские острова, я не могу понять, почему Вы считаете оскорбительным, если я прошу Вас рассмотреть просьбу о предоставлении прав для посадки самолетов только на одном из этих островов. Я считаю просьбу об обсуждении этого вопроса тем более уместной, что между нашими обоими правительствами и между нами лично существуют тесные и искренние отношения. Хотя я полагаю, что было бы целесообразно обсудить в ближайшее время эти вопросы, я не буду настаивать на этом, если Вы не желаете обсуждать их теперь.
Это письмо вручил Сталину лично посол США Аверелл Гарриман, заявив, что самого начала считал идею получить базу на Курилах безнадежной затеей:
- Получив первое послание от президента Трумэна по этому вопросу, я опасался, что оно будет неправильно Вами понято. Последнее послание Трумэна вносит ясность в это дело.
Сталин поинтересовался:
- Имеется ли в виду создание временной базы на Курильских островах на время, пока будет оккупирована Япония?
Гарриман ответил утвердительно, добавив:
- Речь также идет о предоставлении права посадки коммерческим самолетам США в послевоенный период.
Сталин сказал, что надо «обсудить этот вопрос с коллегами». Гарриман также поднял еще одну тему: как Советский Союз отнесется к принципу «открытых дверей» в Китае.
Сталин ответил в полушутливом стиле:
- У нас нет возражений, ибо советские люди считают политику открытых дверей и равных возможностей для торговли более прогрессивной и лучшей политикой, чем колониальная политика Англии.