Вообще, в рассуждениях о том, что кампания по продвижению Макса против западных мессенджеров и прошлогодняя история с блокировкой Ютуба — это попытка перенять китайский опыт по контролю над интернетом, есть одно большущее...

Вообще, в рассуждениях о том, что кампания по продвижению Макса против западных мессенджеров и прошлогодняя история с блокировкой Ютуба — это попытка перенять китайский опыт по контролю над интернетом, есть одно большущее белое пятно, о котором я ранее не писал. Благо, на него уже обратили внимание.

TL:DR: несмотря на ограничение китайского интернета от мировой сети, популярные национальные цифровые сервисы в КНР стали такими успешными в условиях острой конкуренции между разными отечественными компаниями за огромный внутренний рынок. То есть не было такого, что китайские чиновники своим волевым решением выбирали корпорацию, которая будет ответственна за разработку национального мессенджера, национального видеохостинга и так далее.

Довольно очевидно, что такой сложный инновационный продукт, как суперприложение (а-ля тот же WeChat), невозможно создать в указном порядке по желанию бюрократии. В целом, когда государство начинает заниматься бизнесом, тем более настолько сложным и технологичным, обычно получается крайне хреново. Чиновники не могут так же эффективно выбирать «победителей» среди множества игроков, как это делают рыночные механизмы.

И здесь мы снова упираемся в то, насколько нынешняя Россия не похожа на Китай. Возьмем ту же политику регионального децентрализованного авторитаризма, которая во многом обеспечила успех рыночных реформ в КНР. Да и в целом политическую систему — вот здесь я писал подробнее о всех различиях с опорой на книгу Александра Либмана и Михаэля Рохлица “Federalism in China and Russia: Story of Success and Story of Failure?” (2019). Разобравшись с ними, становится яснее, почему история с Максом случилась у нас, но не в Китае — и при чем тут недостойное правление. Разные режимы, разные стимулы.

На днях мне как раз попался подкаст Лекса Фридмана с экономисткой Кэюй Цзинь — о мифах вокруг китайской экономики и отношениях бизнеса с государством.

Больше всего меня позабавила цитата Цзинь:

«Зачем государству притеснять частные компании, которые являются символом успеха Китая?»

КНР вряд ли можно назвать примером государства, где главенствует верховенство права, но контраст с РФ, конечно, поражает. Если вспомнить историю того же ВК последних 10-15 лет (который теперь и назначили заниматься Максом), действительно задаешься вопросом: зачем все это? Хотя понятно, что вопрос этот риторический.

Источник: Telegram-канал "Политфак на связи", репост Юрий Баранчик

Топ

Лента новостей