Чиновники - в стороне, подрядчик - в заложниках, Сейм - в дерьме...
В первой части о загрязнении реки Сейм в Курске я описал общую ситуацию и разъяснил некоторые понятия. В этой обсудим - какие управленческие решения привели к тому, что даже после утверждения всех норм и проведения экспертизы - стройка, по сути, заморожена.
Итак, остановились на том, что для стройки к концу 2024 года появились наконец-то все бумаги. Но старая управленческая модель сработала снова. Вместо того чтобы подписать допсоглашение и дать возможность завершить объект, в феврале 2025 года Комитет городского хозяйства подал в суд иск на подрядчика: «верните аванс». В марте суд наложил арест на счета компании на сумму 1,2 млрд рублей.
Здесь важно обратить внимание: курский арбитраж в решении заявил, что НДС якобы не обязательны для подрядчика. Но специалисты «Курскводоканала» писали обратное: без НДС проектировать и строить невозможно. То же самое подтверждают федеральные нормы Минприроды. Почему прокуратура не обратила на это внимания — вопрос открытый. Видимо, так удобнее было поддержать позицию чиновников.
Тем временем «Тезис» уже закупил оборудование под данный индивидуальный проект — на 800 миллионов рублей. Оно лежит на складе на объекте. По мнению специалистов, даже запуск первой очереди значительно улучшил бы ситуацию с очисткой стоков. Более того, закупка была сделана вовремя и сэкономила бюджету Курска около 300 миллионов рублей, потому что после этого цены выросли.
Подрядчик взял кредит под эту закупку и все эти годы выплачивал не только тело кредита, но и проценты. И при этом продолжал выполнять работы, поскольку контракт до сих пор считается действующим и формально не расторгнут.
Как работала прошлая команда
Здесь стоит назвать вещи своими именами.
— Подрядчику дают заведомо невыполнимый контракт.
— Он тянет время, ждёт корректировок, несёт расходы.
— Чиновники отчитываются «работы идут».
— Когда сроки срываются, подрядчика объявляют виновным, подают в суд.
На бумаге всё красиво: «чиновники борются с нарушителями». На деле — подрядчики в заложниках, а Сейм продолжает погибать.
Не случайно многие чиновники в прошлом отказывались подписывать бумаги по очистным и уходили в отставку. Никто не хотел брать на себя ответственность за заведомо незаконные решения. Но система держалась на тех, кто был готов «закрыть глаза» и поставить подпись.
Сегодняшняя ситуация
Сегодня АО «СХТ» заявляет: готовы завершить работы за 2,97 млрд рублей, без увеличения сметы согласно своего контракта. Более того, готовы смонтировать оборудование, чтобы быстрее запустить первую очередь, а это уже частичное решение проблемы сбросов и реки.
Вопрос теперь не к подрядчику, а к власти. Готовы ли чиновники признать ошибки прошлого и подписать допсоглашение? Или продолжат держать город в заложниках, прикрываясь судебными исками?
Но пока власти Курска пытаются расторгнуть действующий контракт на строительные работы, а не дать возможность строителям закончить работу и дать хоть немного вздохнуть нашему Сейму.
Итог
История с очистными в Курске — это не только история одной стройки. Это показатель стиля управления прошлой команды. В отчётах — галочки и обещания. В реальности — мёртвые проекты, устаревшие нормативы, заложники-подрядчики и грязный Сейм.
Горожане должны знать: не подрядчик сорвал реконструкцию. Сорвали её чиновники, которые предпочитали перекладывать ответственность и уходить от решения проблемы.
Как сказал однажды Месснер: «Стратегические ошибки нельзя исправить тактическими приёмами». В Курске стратегическая ошибка была заложена в 2019 году, и пока её не признают, никакая «тактика» не спасёт Сейм.
Думай с Роман Алехин