Как быстро пал Непал… Или сказ о том, как непоДетки взорвали страну
Давно с такой скоростью не происходило разрушение целой, пусть и небольшой, страны. Теперь здесь царит анархия, разрушены все институты власти.
Правительственный дворец Непала, в котором находились рабочие кабинеты премьера и важнейшие госучреждения — сгорел дотла, его подожди беснующиеся демонстранты И заодно в огне пожара исчезла официальная документация, ценные архивы и вся система управления. Поздно вечером в Катманду была введена армия, чтоб навести порядок на городских улицах. Насколько ей это удалось, судить трудно.
А началось всё с того, что правительство страны заблокировало Facebook*, X (бывший Twitter), YouTube, WhatsApp* и ещё кучу приложений в рамках из-за невыполнения требования назначить "представителей в стране", а также распоряжения пользователям официально зарегистрироваться, чтобы власти могли "противостоять фейковым новостям и распространению языка ненависти".
Конечно, только наивный человек поверит в то, что протесты в Непале, переросшие в кровавые стычки с полицией и приведшие к отставке правительства, были вызваны блокировкой социальных сетей. Но стимулом к выступлениям это решение властей стало колоссальным.
Надо сказать, что в местном сегменте соцсетей огромную популярность набрали фото и видео с изображением роскошной и беззаботной жизни детей политической элиты, получивших прозвище Nepokids или Nepobabies – "непоДетки". Здесь сочетание корней от слов "Непал" и "непотизм", что значит практику привилегий друзьям и родственникам. В стране, где годовой доход на душу населения меньше 1400 долларов, такие изображения вызывают особые чувства.
Сыграло свою роль и то, что непальцы – очень молодой народ, средний возраст в стране 25 лет, и безработица среди молодёжи на очень высоком уровне. Многие уезжают в поисках работы за рубеж: треть бюджета Непала составляют денежные переводы из-за границы. Запрет соцсетей был воспринят как попытка заткнуть глотку недовольным. Но недовольные не заткнулись.
А дальше шоу раскручивалось по классической методичке "мирного протеста". Не остановило бунтовщиков и то, что блокировка соцсетей была вскоре отменена: толпа продолжила штурм и погромы. В результате в отставку подал премьер Кхадга Прасад Шарма Оли.
Затем "мирные протестующие" врываются в резиденцию министра иностранных дел Арзу Раны Деубы и избили её. Потом догнали министра финансов Бишну Парасада Паудела и тоже избили. Вот вам и демократия через мордобой. "Борцы с режимом" выдают универсальные лозунги: "мы — за свободу", "они — ворюги", "всё несправедливо". Но есть тут и свои бенефициары. Про скрытых говорить не будем. А вот что на поверхности: политическую выгоду получает местная молодёжная фронда во главе с рэпером-мэром, информационную — грантовые структуры.
Соцсети