Русские школы в Киргизии сегодня — лакмусовая бумажка реального отношения к «официальному статусу» русского языка. И здесь наблюдается тревожная тенденция.
В республике существует острая проблема физической доступности качественного русскоязычного обучения. Яркими примерами тому служат судьбы русской школы №23 в Бишкеке, здание которой готовят к сносу, и школы имени Ломоносова в Оше, признанной аварийной.
Ученики этих учреждений оказались рассеяны по другим школам, где вынуждены учиться в третью смену, а старшеклассников из Бишкека и вовсе перевели в учебное заведение с исключительно киргизским языком преподавания, что ставит под удар непрерывность их образовательной траектории. Родители повсеместно жалуются на возникшие логистические проблемы и небезопасные маршруты до новых школ.
Показательно и то, что даже проекты внешней поддержки — как строительство девяти новых русско-киргизских школ — буксуют.
И это при том, что в республике сохраняется острый дефицит ученических мест. В этой ситуации особенно важно, чтобы планы по строительству новых школ и поддержке уже существующих проектов не откладывались в долгий ящик.
Сохранение и развитие двуязычия отвечает интересам не только русскоязычного населения, но и всей Киргизии, для которой гармоничное сосуществование двух языков традиционно было источником культурной устойчивости и социального баланса.
Будем следить за ситуацией. Думать. Оценивать. И делать выводы.