Каждое новое поколение политиков, похоже, мечтает пройтись по граблям своих предшественников.
Сегодня речь идет о вейпах. Запретить, изъять, приравнять к наркотикам и другие попытки повлиять на целый рынок. Однако история показывает, что такие шаги всегда бьют не по проблеме, а по людям. СССР уже проходил антиалкогольную кампанию: самогоноварение выросло в 6 раз, десятки тысяч смертей от суррогатов, бюджет рухнул почти вдвое. В 1990-е страна сталкивалась с «табачными бунтами» — очереди за сигаретами перерастали в массовое недовольство и даже перевернутые ларьки на улицах.
Сегодня мы слышим то же самое: «вейпы исчезнут к Новому году». Но эксперты называют это правовым идеализмом, эксперты предупреждают о росте теневого рынка и криминала. А также не будем забывать о налоговых поступлениях в госбюджет, которые просто исчезнут, после криминализации целого сегмента рынка.
И вот парадокс. Президент на совещании прямо сказал:
«И конечно, в зоне особого внимания должно быть повышение качества отечественной экономики, борьба с теневым сектором и уклонением от уплаты налогов, что не только поддерживает справедливую, здоровую конкурентную среду, создает прозрачные условия для развития бизнеса, предпринимательства, но и позволяет получить дополнительные доходы федерального бюджета»
Но запрет вейпов — это и есть стимул для теневого сектора. Вместо справедливой конкуренции мы получаем серый рынок и обременения не только для граждан, но и для предпринимателей.