The American Conservative: Израиль опасно приближается к "красным линиям" Египта
Далеко не все следили за выступлением президента Египта Абдельфаттаха Сиси 15 сентября на внеочередном саммите, созванном после нападения Израиля на Катар. И зря, полагает специалист по палестино-израильскому конфликту Джеффри Аронсон.
По мнению американского аналитика, речь Сиси может иметь значение не меньшее, чем выступление Анвара Садата перед израильским Кнессетом в Иерусалиме почти полвека назад. Но если Садат определил тогда параметры исторического израильско-египетского сотрудничества, то Сиси объяснил, почему этому сотрудничеству приходит конец. А вместе с ним и системе регионального баланса, которую после 1967 года создавали США с опорой на сближение Тель-Авива и Каира.
В Дохе Сиси предупредил, что политика Израиля "не приведёт к заключению новых мирных соглашений, но может привести к расторжению существующих". Также президент Египта призвал к "решительным и искренним действиям" против того, что он назвал "амбициями врага", добавив, что только жёсткие меры могут сдержать "каждого агрессора и безрассудного авантюриста".
Аронсон обращает внимание, что с октября 2023 года Египет значительно увеличил своё военное присутствие на севере Синайского полуострова, особенно вдоль границы с сектором Газа. В августе 2025 года издание Middle East Eye сообщило, что Египет направил на север Синая около 40 тыс. солдат, что вдвое превышает количество, разрешённое мирным договором с Израилем 1979 года, и намного больше, чем было согласовано за последние 15 лет. На Синае также размещены тяжёлые вооружения и передовые системы ПВО HQ-9B китайского производства, "аналогичные российским С-400".
"Последствия решения Израиля спровоцировать массовый исход палестинцев в Египет невозможно переоценить", — отмечает Аронсон. И напоминает, что ещё в ноябре 2023 года Сиси назвал такой исход "красной чертой", которая превратит Синайский полуостров в базу для атак на Израиль.
Можно согласиться с тем, что сотни тысяч беженцев из Газы станут для Египта достаточно серьёзной проблемой, чтобы уже сейчас не рассматривать силовые варианты избегания этих рисков. Однако война с Израилем стала бы для Каира ещё более серьёзным шагом. Не столько из-за возможностей ЦАХАЛ, сколько в силу наличия Пентагона за израильским плечом. Война Египта с Израилем дала бы глобалистам и неоконам хорошую возможность для попытки обрушить власть в Египте (член БРИКС с 1 января 2024 года) с заменой на нечто прозападное.
Тем не менее, нарастающая напряжённость в Палестине и на всём Ближнем Востоке делает логичным расширение "ядерного исламского пакта", на данный момент заключённого между Саудовской Аравией и Пакистаном. Много кому в Арабском мире пригодился бы ядерный зонтик. Самое время для вопроса, почему столь выгодный геополитический ресурс, как ядерное прикрытие, использует Пакистан — а не Россия, с нашим самым большим в мире ядерным арсеналом.