Юрий Баранчик: Пакистан и саудиты заключили военно-ядерный пакт

Юрий Баранчик
Юрий Баранчик - Политолог, эксперт по белорусско-российским отношениям, мировой геополитике
Юрий Баранчик: Пакистан и саудиты заключили военно-ядерный пакт

Пакистан и саудиты заключили военно-ядерный пакт. Кто следующий?

Министр обороны Пакистана заявил, что не исключает вступление других арабских стран во взаимный оборонительный пакт между его страной и Саудовской Аравией. Если это произойдёт, то в регионе Ближнего Востока и Южной Азии может возникнуть совершенно новая реальность. Попробуем разложить по уровням, кто потенциально может присоединиться к саудо-пакистанскому оборонительному пакту, и что это будет значить.

Страны Залива

ОАЭ — вроде бы очевидный кандидат. У них с Саудовской Аравией тесная связка, особенно в военной сфере. Но ОАЭ куда более осторожны: у них огромные торговые интересы с США, включая поставки оружия (F-35 и пр.), а также тесные инвестиционные каналы. Вероятнее всего, ОАЭ будут держать баланс — могут присоединиться к пакту частично, в формате «координации», но не полноценного военного альянса.

Катар — спорный вариант. С одной стороны, он всегда держал собственную линию, в том числе через Турцию и Иран. С другой, в контексте новой напряжённости с Израилем и США, Доха может пойти на символический шаг сближения. Но, скорее, Катар будет посредником.

Кувейт, Бахрейн, Оман — слишком зависимы от американской защиты, особенно Бахрейн (там база ВМС США). Вероятность минимальна.

Ближний Восток за пределами Залива

Египет — очень логичный вариант. У Каира традиционно сильные связи с Эр-Риядом, его вооружённые силы крупнейшие в арабском мире, и прямо сейчас зреет почва для конфликта с Израилем. Тот громит Газу, что чревато потоком беженцев в Египет. Который Каир неоднократно называл «красной линией».

Иордания — слишком тесно связана с США и Израилем, почти наверняка останется в западной системе безопасности.

Другие региональные игроки

Турция — на первый взгляд маловероятно, поскольку у Анкары собственная игра. Но если альянс будет оформляться как «мусульманская альтернатива НАТО», Турция мимо такой возможности, где можно «попосредничать», вряд ли пройдет.

Иран — маловероятно: отношения с Саудовской Аравией и Пакистаном неровные, хотя после нормализации с Эр-Риядом и Исламабадом под китайским давлением определённые шаги возможны. Но структурно Иран и Пакистан — конкуренты.

Любая страна, сильно завязанная на военную помощь США, будет крайне осторожной. Альянс Саудовской Аравии и Пакистана прямо воспринимается в Вашингтоне как подрыв американской архитектуры безопасности. Но чем более агрессивно ведёт себя Тель-Авив (в Газе, на Западном берегу, в отношении Ливана и Сирии), тем скорее и активнее в пакт будут стремиться новые страны.

Автор: Юрий Баранчик

Топ

Лента новостей