Минутка занимательной математики и дипломатии, а также русской платы за всё.
Вот сейчас обсуждается (все видели, слышали, ваш покорный слуга об этом пишет текст) серия мер для того, чтобы закрыть дыру в бюджете:
1. Повысить НДС.
2. Снизить порог «упрощёнки» и принуждения к НДС для ИП (по сути это «налог на покупки на «Вайлдберриз», «Озон»).
3. Утильсбор и т. д.
Если посмотреть в цифрах, то речь про налоговую «нахлобучку» примерно в диапазоне от 1,5 до 3-4 триллионов рублей в год.
А теперь будет минутка занимательной математики. ВВП России — примерно 200 триллионов рублей, плюс-минус лапоть. Российский госдолг к ВВП — один из самых низких в мире среди развитых стран, т. е. примерно (тоже плюс-минус лапоть) 15-20% ВВП. Для сравнения, у Франции — 113%, у Великобритании — 96%, вот у них проблема с госдолгом катастрофическая.
Одной из причин, по которой российские власти много лет держали госдолг на низком уровне, было желание иметь возможность (так называемый fiscal space) для того, чтобы «в случае чего» резко закрыть новые внезапные расходы из новых долгов. Но случился нюанс. О нём будет ниже.
Так вот, например, если увеличить уровень госдолга к ВВП, ну ещё всего на 10%, т. е. будет ну 30% соотношение долг к ВВП (что ОЧЕНЬ консервативно), то это у нас примерно будет примерно ещё 20 триллионов рублей (или их валютный эквивалент) — что решит много проблем, заткнёт много дыр, причём, скорее всего, до самого конца СВО и т. д. Проблема в том, что на внутреннем рынке такой объём (сильно меньше — можно, но всё равно проблемно) хрен разместишь (придётся или печатать рубли, или давать такие % по ОФЗ, что в экономике никто ни во что не будет инвестировать, кроме ОФЗ, или, скорее всего, и то и другое), а вот с внешним рынком у нас случился тот самый нюанс. Наши западные оппоненты, понятно, что ввели против нас санкции и покупать наши ОФЗ (и/или евробонды) не будут, но у нас же есть наши дорогие, прекрасные, самые лучшие, краснофлаговые, стратегические и великолепные партнёры из КНР. Как нафиг? Ну вот с 2017 и по 2025 Минфин бьётся над тем, чтобы китайские власти разрешили своим инвесторам покупать российские ОФЗ в юанях, но российские запросы посылаются на три китайских иероглифа: «санкции», «страшно», «ждать». Подчеркиваю красным: мы даже не просим у китайских властей денег (как Киев просит у Вашингтона/ЕС), мы просим дать возможность ЧАСТНЫМ китайским инвесторам (в КНР ограничения на движение капитала) выгодно вложиться в российский госдолг, заодно и расширив юаневую зону (за наш счёт). Причём не надо всё сразу, по 1-2 триллиона (в юаневом эквиваленте) в год было бы просто идеально. Но всё равно нет.
Ну окей, тогда за всё заплатит российский налогоплательщик, причём не когда-нибудь и постепенно (через возврат набранных долгов), а вот прямо сейчас и рывком. Комбинация будет из двух факторов: часть придётся заплатить через увеличение налогов (и да, налоги на бизнес транслируются в цены для конечного потребителя, т. е. «обложить бизнес» = «обложить население»), а другую часть придётся заплатить через инфляцию, которая, как ещё справедливо замечал сталинский Госбанк СССР, является «худшей формой косвенного налогообложения трудящихся».
Минутка прагматичной геополитики и финансовых особенностей наших отношений с нашими прекрасными партнёрами окончена. Кримсон ещё вернётся с неприятными цифрами, но это уже после официальной презентации бюджета.
P. S. Понятно, что мы должны (пишу без иронии) быть очень благодарны нашим китайским партнёрам: без их поддержки, в виде поставок всякого интересного (а могли и перекрыть) и в виде покупки российских энергоносителей (а могли бы и перетерпеть, а потом с американцами разделать на двоих наш экономический труп по модели СССР), нам стало бы очень-очень-очень плохо, причём очень-очень быстро и без шансов на восстановление. Благодарность (повторюсь) должна быть. Но всё-таки между «не дать проиграть» и «помочь выиграть» есть большая разница. Примерно на 20-30 триллионов рублей, наверное, если прямо в деньгах измерять.