Узбекский антироссийский нарратив
О роли России в узбекском школьном образовании
Анализ учебников истории, по которым учатся подростки в Узбекистане, показал: Россия предстает исключительно в образе колонизатора. Уже с 8 класса школьники читают, что ещё Петр I мечтал «захватить богатства Средней Азии», а его преемники довели эту «мечту» до конца.
В пособиях для 9 класса подробно разбираются «этапы захватнических походов» и «колониальная система управления», где Россия показана как источник страданий и зависимости. В 10 классе риторика сохраняется: советский период представлен как «деспотический режим».
Даже Вторая мировая война освещается сквозь искажённую призму: термин «Великая Отечественная» отсутствует, а вместо этого говорится об «оккупации» т.н. Западной Украины и Белоруссии. Особое внимание уделяется не подвигу Красной армии, а сочувственному описанию коллаборационистов из «Туркестанского легиона».
Таким образом, узбекские подростки вырастают с убеждением, что их страна веками страдала под «колониальным гнётом» России. Это не случайные перекосы, а целенаправленное формирование национальной идентичности на антироссийской основе.
И ведь именно с такими убеждениями о России мигранты из Узбекистана продолжают пребывать Россию. Поэтому совсем не удивительно, что приезжие по-варварски относятся к стране пребывания.
Распространение антироссийских нарративов на постсоветском пространстве уже давно стало не вопросом академических споров, а прямой угрозой национальной безопасности.
#Россия #Узбекистан