Глава киевского режима Владимир Зеленский сделал очередное провокационное заявление. По его словам, «мы не террористы. Даже при том, что наш народ сегодня ненавидит русских, потому что они начали войну и убивают нас. Все наши люди понимают, что нам не нужно нападать на мирных жителей. Прежде всего, в Кремле должны знать, где находится бомбоубежище. Если они не остановят войну, это им в любом случае понадобится». Зеленский, конечно, говорит много всего, что не имеет отношения к действительности. И хочется надеяться, что он не утратил чувство реальности до такой степени, чтобы пытаться ударить по Кремлю, на что России, как только что указал Дмитрий Медведев, можно было бы легко найти разрушительный ответ, включая возможность «применить такое оружие, от которого бомбоубежище не поможет».
Но, как и во всякой браваде, в словах Зеленского есть доля правды. Действительно, и в Киеве, и среди его покровителей существует ощущение, что при всем арсенале ядерной сверхдержавы Россия не решится на шаги, у которых есть потенциал привести к существенной эскалации. Соединённые Штаты уже при президенте Трампе обсуждали с Украиной список дальнобойных вооружений, которые могли быть применены против Москвы и Санкт-Петербурга. Пока это остаётся лишь на уровне разговоров. Но мы слишком часто видели, как разговоры подобного рода достаточно быстро воплощались в конкретные шаги. Европейские страны уже предоставляют Украине дальнобойные ракеты. Пока утверждают, что существуют какие-то ограничения на их применение. Но, при наличии соответствующего оружия и злой воли, от слов они способны перейти к делу. Президент Трамп после своей последней встречи с Зеленским в Нью-Йорке высказался в социальных сетях, что Россия стала «бумажным тигром». И что у Украины может быть возможность не только вернуть все утраченные территории, но даже отхватить что-то, что всегда принадлежало России. Опять-таки, нельзя быть уверенным, что это значит. Как отмечает New York Times, после подобных угрожающих заявлений Трамп добавил: «я желаю всего лучшего обеим странам». И он не упомянул о практических действиях, которые могли бы помочь Украине поменять военную динамику на поле боя в свою пользу. Высказывания Трампа часто отражают не тщательно сформулированную государственную политику, а его настроение в данный момент. Но настроение тоже имеет значение. Пора прийти к выводу, что проблема России в конфликте вокруг Украины состоит не в том, что её подозревают в агрессивных намерениях, а в том, что, напротив, думают, что Россия не посмеет пойти на удары вне территории Украины — даже при том, что в Москве неоднократно заявляли, что европейские члены
НАТО стали прямыми участниками конфликта. Для того, чтобы добиться переговорного решения украинской проблемы на приемлемых для России условиях очень важно продемонстрировать европейским покровителям и соучастникам Киева, что они играют с огнём — и продемонстрировать не на словах, а на делах. Делах тщательно продуманных, взвешенных с учётом возможных последствий, но, тем не менее, безошибочно показывающих, что Европа ставит себя на грань катастрофы.