Моментальный удар Силуанова: О чём умолчал министр финансов?

Моментальный удар Силуанова: О чём умолчал министр финансов?

Моментальный удар Силуанова: О чём умолчал министр финансов?

Глава Минфина Антон Силуанов, выступая сегодня в Госдуме, заявил, что рост НДС до 22% увеличит инфляцию на 1 процентный пункт.

Во-первых, очень сложно, я бы сказал, даже невозможно на самом деле посчитать, насколько действительно произойдет увеличение инфляции в результате роста НДС, потому что НДС – это налог, который платит конечный потребитель, то есть фактически он выливается в первую очередь на потребительский рынок.

А у нас идёт повышение на две трети товаров до 22%, и это, в общем-то, существенно. Это две трети от общей потребительской корзины. Остальная треть – это льготный НДС в 10%.

Единственное, на что мы можем опираться в этом случае - это на опыт 2019 года, когда с 1 января был увеличен НДС с 18% до 20%. И тогда случился, в принципе, умеренный рост цен: где-то 0,7-0,8% в годовом выражении.

Но тогда совершенно иная была ситуация макроэкономическая, да и геоэкономическая тоже. Поэтому здесь сравнивать одно с другим, в общем-то, наверное, неправильно.

Во-вторых, даже если мы возьмем 1%, который заявляет Силуанов. Это 25% от пресловутого таргета по инфляции Центробанка в 4%. То есть ЦБ уже год, наверное, пятый, заявляет, что в следующем году наконец-то таргет в 4% будет достигнут. Это раз за разом не получается. Сейчас, судя по всему, этого не получится тоже, потому что ЦБ делал свои прогнозы, расчеты до того, как стало известно о повышении налогов.

Даже если мы не обращаем внимание на инфляцию, которая неизбежно возникнет при увеличении НДС, самый главный негативный момент заключается в том, что НДС это так называемый налог на инвестиции. То есть, когда у вас идет производство товаров или услуги, когда работает производственная цепочка, предприятия вынуждены платить НДС сразу же. Вот они что-то закупили для производства и сразу выплачивают НДС, потом в течение трех месяцев его возвращают.

Но что такое возврат НДС? Это, во-первых, бюрократические процедуры, а во-вторых, это вывод, пусть и временный, но тем не менее денег из оборота. Как перекрываться тем, что у вас в обороте была выведена определенная сумма, причем не маленькая? Компании начинают экономить на инвестициях. То есть выпуск, расширение и увеличение качества выпуска товаров и услуг - это уже негативно, потому что как раз если мы хотим низкий рост цен, то мы должны выпускать много товаров и услуг, чтобы рынок был насыщен. А если происходят кассовые разрывы, то компании вынуждены брать оборотный кредит. Да, краткосрочно, тем не менее, сейчас какие проценты, мы все прекрасно знаем.

Соответственно, здесь и возникает финальный вопрос: как Минфин рассчитывал этот плюс 1%, когда у вас повышение цен пойдет по всей цепочке, а не только на конечном потребителе? Понятно, НДС не станет для инфляции катастрофой. Но к определенному удорожанию продукции, конечно, приведет. А это, в свою очередь, запускает или перезапускает иные процессы, в том числе по денежно-кредитной политике, которые не выгодны ни экономике, ни доходам наших граждан.

Руководитель отдела внешних коммуникаций Института Царьграда Никита Комаров

: коллаж Царьграда

Царьград.ТВ — Не боимся говорить правду | Подпишись

Царьград в МАХ

Источник: Telegram-канал "Царьград ТВ"

Топ

Лента новостей