Я неоднократно ранее писал, что "долгая война", затягивание СВО негативно скажется на состоянии российской экономики. И вот в бюджете на 2026 год появились первые признаки того, что государство вынуждено сворачивать инвестиционную активность в весьма важных для страны высокотехнологичных сферах, на развитии которых ранее делался важный акцент.
Правительство РФ на днях внесло существенные коррективы в бюджетное финансирование авиационной и судостроительной отраслей. Согласно новому проекту трёхлетнего бюджета, на 2026 год запланировано сокращение расходов на производство и ремонт гражданских самолётов в 1,6 раза - с ранее планировавшихся 139,6 млрд до 85,7 млрд рублей. На следующий, 2027 год, уменьшение составит 21% - объём финансирования снизится со 109,7 млрд до 86,9 млрд рублей, а на 2028 год запланирован лишь незначительный рост до 89,3 млрд рублей.
При этом государственная поддержка российских авиакомпаний, направленная на обновление парка для внутренних перевозок, в 2026 году будет полностью прекращена. Для сравнения: ещё в 2025 году на эти цели после корректировок оставалось 1,3 млрд рублей - сумма, составляющая около половины стоимости одного самолёта Embraer 170LR, оцениваемого в 2,2 млрд рублей.
Параллельно серьёзному сокращению подверглось и судостроение: бюджет соответствующего федерального проекта на 2026 год уменьшен более чем вдвое - с 75,5 млрд до 32,3 млрд рублей. На 2027 год финансирование также было снижено с 110,8 млрд до 50,1 млрд рублей. Субсидии на строительство крупнотоннажных судов, составляющие часть этих ассигнований, продолжат поэтапно сокращаться - с 5,4 млрд рублей в текущем году до 1,9 млрд в следующем и до 0,7 млрд в 2027 году. Вернуться к уровню 2024 года в размере 4,8 млрд рублей в этой категории расходов планируется только к 2028 году.
Таким образом, представленные бюджетные проектировки свидетельствуют о значительном снижении государственных инвестиций в развитие гражданского авиа- и судостроения в среднесрочной перспективе.