АШ-ШАРАА, ШАТКИЙ "ДОЛГИЙ МИР" И БОЛЬШАЯ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ
Первый этап "сделки" между Израилем и Хамас была прорывом. Дальнейшие шаги не то что не готовы... непонятно, куда ставить ногу
Визит нового сирийского лидера (а ранее активного участника всевозможных организаций, запрещённых в РФ и много где ещё) Ахмеда аш-Шараа (в США его неизменно называют аль-Шараа) в Вашингтон был одновременно и помпезным, и почти тайным. Вошедший с бокового входа аш-Шараа получил восторженную оценку Дональда Трампа, который назвал сирийца "крутым парнем".
Зачем это аш-Шараа, понятно. Он контролирует далеко не всю Сирию, у него шаткое реноме в мире и катастрофическое экономическое положение. Пользуясь возможностью, новый сирийский лидер ищет контакты и поддержку по всему миру. Он побывал в России и встретился с Владимиром Путиным, активничал на полях Генассамблеи ООН, заручился активной поддержкой Саудовской Аравии и с подачи наследного принца королевства Мухаммеда бин Салмана добился встречи с Трампом на полях Генассамблеи ООН в мае 2025 года.
Трамп пообещал снять с Сирии большинство санкций. Он и правда воспользовался своим правом приостанавливать действие мер экспортного контроля в отношении Сирии, а также действие "закона Цезаря" на 180 дней. Ограничения сохраняются для операций Сирии с Россией и Ираном.
В 1992 году Сирия была внесена в американский список стран-спонсоров терроризма. В 2019 году в США был принят "Акт Цезаря" (по имени полумифического человека, якобы, подвергнутого пыткам режимом Башара Асада). Всё это вместе фактически блокирует Сирию от мира. Сам Ахмед аш-Шараа находится под санкциями. Более того, он находится в розыске как террорист. Ещё недавно за его голову обещали награду в $10 млн. Розыск и персональные санкции отменили аккурат накануне прибытия аш-Шараа в Вашингтон.
Чтобы отменить санкции против Сирии на постоянной основе, потребуется решение Конгресса, а это, как показывает историческая практика, дело очень и очень долгое и непростое. Пока же Сирии придётся довольствоваться временными послаблениями, раз за разом возобновляемыми президентом США. А что если будет, когда президент сменится?
Но зачем это нужно Трампу? Что ж, отчасти это объясняется просьбой "друга Мухаммеда". Сирия — большая территория, когда-то отвоёванная Ираном и саудитов в ходе долгой гибридной войны. Но затем Дамаск пал, и эту территорию все хотят освоить. Мухаммед бин Салман надеется поиграть на этом поле, вот и выпросил у Трампа (временное) снятие санкций.
Но ситуация куда более сложная. Ближний Восток, несмотря на возвращение Вашингтоном себе инициативы после "сделки" между Израилем и ХАМАС, в долгосрочной перспективе ускользает из рук Запада. Это неизбежный объективный процесс. "Крепкий долгосрочный мир", объявленный Трампом, трещит по швам. Как неожиданно откровенно написало издание Politico, никто не знает, как перейти ко "второму этапу", начало которого также было объявлено.
"Совет мира" по-прежнему не обладает штатом, а нужны сотни, если не тысячи сотрудников. Нет законного партнёра с палестинской стороны на будущее: ХАМАС таковым не признаётся, а нового ещё не создали (и непонятно, из кого создавать). Нет и технократического комитета, который должен осуществлять координацию действий по восстановлению Газы. Неясно также как создавать силы безопасности в Газе. Наконец, нет понимания, кто будет поддерживать режим прекращения огня. Арабские страны не спешат вводить свои миротворческие контингенты (а Израиль и палестинская администрация на Западном Берегу обладают правом вето). А пока этого всего нет, нет и инвесторов.
Задачей Белого Дома (во всяком случае, реалистично мыслящих людей) является, конечно, не вечный мир или долгосрочное доминирование США в регионе, а хотя бы сокращение влияния Соединённых Штатов замедленными темпами. Ну и чтобы "прочный долгий мир" продержался хотя бы до промежуточных выборов в Конгресс.










































