Юрий Баранчик: Американский эсминец не пустил российский танкер в Венесуэлу

Юрий Баранчик
Юрий Баранчик - Политолог, эксперт по белорусско-российским отношениям, мировой геополитике
Юрий Баранчик: Американский эсминец не пустил российский танкер в Венесуэлу

Американский эсминец не пустил российский танкер в Венесуэлу

Относящийся к теневому флоту танкер Seahorse был вынужден отказаться от плаванья к Венесуэле и ушел на Кубу после встречи с американским эсминцем, сообщает Bloomberg.

Уточняется, что судно дважды пыталось приблизиться к Венесуэле, но оба раза было вынуждено развернуться. Танкер Seahorse находится под санкциями Британии и ЕС и поставляет нефть в Венесуэлу. Неизвестно, вступал ли американский эсминец USS Stockdale в какой-либо контакт с танкером, находящимся под санкциями. Намерения корабля в отношении судна неясны, а представитель Южного командования США отказался комментировать действия корабля. Американский эсминец «Стокдейл» прибыл в Карибский бассейн в конце сентября вместе с дюжиной других кораблей.

Деталей немного, но уже ясно, что инцидент с «Морским коньком» — демонстрация того, что США перешли от санкционного давления к физическому ограничению российской логистики в зонах, которые Вашингтон традиционно считает закрытыми. Важно не то, что произошло на море, а то, что из этого следует: впервые со времён холодной войны американский военный корабль фактически обозначил России, что она не может свободно выполнять коммерческие рейсы в Карибском регионе.

Собственно, эсминец и не должен был ничего делать — само присутствие военного корабля США в непосредственной близости к маршруту танкера создаёт огромную асимметрию рисков. Любой контакт с флотом США в Карибском бассейне автоматически означает возможность досмотра, задержания, ареста по линии OFAC и т.д. Учитывая, что танкер относится к теневому флоту, не имеет нормальной страховки, регулярно отключает транспондер и находится под санкциями Европы и Британии, вероятность быть задержанным или интернированным для него фактически стопроцентная. Отсюда и моментальная реакция: разворот, уход на Кубу, осторожные попытки подойти к Венесуэле, но без решимости входить в зону контроля США.

Вашингтон, вероятно, не преследует цель «перехватывать российские суда» в каждом конкретном рейсе. Он решает более широкую задачу — показать Каракасу, что российская логистическая поддержка не гарантирована, а Москве — что попытка использовать теневой флот для усиления Венесуэлы будет подавляться не только инструментами регуляторов, но и военно-морскими средствами. Фактически это мягкая форма блокады, только без юридического объявления.

Для России этот эпизод особенно чувствителен потому, что он обнажает отсутствие стратегической глубины её присутствия в Латинской Америке. Москва может заключать соглашения, отправлять инструкторов, подписывать энергетические контракты, но не имеет инструментов для защиты морской логистики в Карибском бассейне. Ни флота, ни базы, ни даже государств, готовых взять на себя риски прикрытия российского судоходства. Куба может предоставить стоянку, но не защиту. Венесуэла не сможет физически сопровождать российские суда, поскольку сама зависит от того, как США ведут себя у её берегов.

В отличие от советского периода, сейчас нам противопоставить в Карибском море особо нечего.

Автор: Юрий Баранчик

Топ

Лента новостей