Часть 3:
Создать инфраструктуру для ЛИЧНОГО «православного бэнкинга» несложно, но требуется готовность жить, наплевав на социальное давление и стандарты.
Не настаиваю на любом из пунктов, иллюстративно перечисляю идеи из разных христианских традиций, от старообрядцев до кальвинистов, от США до Российской Империи.
0. Отказ от кредитов.
Лайт-версия: отказ от кредитов на личное потребление.
Зилот-версия: отказаться от развития бизнеса в кредит.
По Библии, долг — это рабство, Прит. 22:7.
На этом фоне активисты, которые хотят от государства, чтобы оно раздавало молодым верующим «дешёвые» кредиты на «отпуск, машину» (это реальный кейс!!), смотрятся кринжово. Они выпрашивают позолоченный рабский ошейник ради «отпусков и тачки, пока молодой».
0.1. Создание семейных резервов + хранить их в физических драгметаллах вне финансовой системы: Тов. 4:20-21, Прит. 27:12.
1. Инвестиционную модель поведения: 10% дохода на благотворительность (как минимум) и как минимум столько же (лучше 30-40%) на сбережения-инвестиции.
Благотворительность: Тов. 4:7-11, Прит. 28:27... + Библия называет тех, у кого нулевая норма сбережения, «дураками»: Прит. 21:20.
2. Насчёт кредитных (долговых) инструментов, в которых христианин выступает в качестве займодавца:
- вариант кальвинистский/византийский/сирийский: «своих» кредитовать (почти всегда) нельзя, чужих кредитовать можно. Обоснование: если христиане — «новый Израиль» [Гал. 6:16, Рим. 9:6-8], то для них применимо обещание Втор. 28:12: «будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы».
- (хардкор): в долг не берём, в долг не даём.
3. Сбережения прежде всего в золоте. «Фиатные» деньги (гниющие каждый день от инфляции, когда условный доллар завтра ВСЕГДА покупает меньше, чем сегодня) — это попадание под библейское определение «мерзости» (Прит. 11:1, Лев. 19:35, Прит. 20:23... ). Под него же попадали «порченные» римские монеты и т. д. — пользоваться как легальным средством платежа нужно, но хранить сбережения — вряд ли.
На графике мною выделены зелёным цветом «христианские» активы, это просто «инвестиции В СТИЛЕ старых европейских (католических/кальвинистских) семей» в российской реальности последних 20 лет, по сравнению с народными любимцами — депозитами, облигациями и инфляцией. Господь своим людям глупостей не насоветовал.
На всякий случай, рентная недвижимость: Прит. 31:16; дивидендные акции последние лет 300 — это самый близкий аналог продуктивного скота под чужим управлением из Прит. 27:24-27.
4. Ориентация на то, чтобы инвестиции обеспечили не столько «пенсию» (сейчас банки заточены, чтобы продать клиентам идею «вы будете продавать части вашего портфеля в старости и из этого сладко жить» — это эгоистичная мерзость), сколько наследство (приносящее доход) для детей.
Родители жертвуют своим потреблением (и отпусками, и хотелками...) сегодня, чтобы детям было легче (даже если государство 500 раз кинет с пособиями и льготами) растить внуков послезавтра. Вот это консервативные ценности и аскеза на благо ближних, а не бить анимешников на конвентах или ныть в соцсетях о том, что государство (опять!) что-то недодало.
5. Это будет шок-контент, но так реально принято: никакого «чиллить на Бали, сдавая хаты, получая дивиденды», даже если есть деньги. Работа до упора, до конца дней (с соблюдением воскресного дня) во исполнение Быт. 3:19, и по Алфавитному Патерику — история про авву Ахила и производство верёвок. Работа как форма духовного делания, а не потому что «вот он никак не насытится, богатая скотина капиталистическая», как думают некоторые.
Бразильские (аргентинские) староверы, кальвинистские династии США, купцы (староверы и никониане) Российской Империи, греческие и сирийские «банкиры» из Стамбула, Каира и Дамаска наглядно показывают, что если жить по хотя бы ПРИМЕРНО таким правилам, то хороший результат почти гарантирован и он не требует государственной поддержки. Только веры и жизни в соответствии с ней.






































