На свет божий выползают интересные подробности. Оказывается, «добросовестная конкуренция», тот самый жертвенный ягнёнок, на который едва не молятся банки, выдвигая претензии маркетплейсам, – никакой не жертвенный, а самый настоящий козёл-провокатор.
Итак, банки сетовали, что кэшбеки и скидки на маркетплейсах нарушают де правила честной конкуренции. При этом стыдливо умалчивали, что сами они имели от государства льготы, предоставляющие им конкурентное преимущество в тех сферах, в которых они с маркетплейсами конкурировали.
В частности, с 2006 года (т.е. 20 лет!) действует налоговая льгота на переводы и обслуживание. То есть перемещение виртуальных денежных масс, а также плата за обслуживание карт не облагалось налогом. И все заработанные на этом средства шли в закрома банков, мимо государственных.
Для оценки масштабов затронутой тематики приведу всего несколько цифр: количество ежедневных безналичных платежей за товары и услуги с июля по сентябрь 2025 года составило 243млн руб. Почти 3к операций ежесекундно. Без налога.
Между тем, например, тем же Сбером для обычных клиентов был установлен лимит безкомиссионного перевода в 50к рублей в месяц. Переводишь 50001 рубль – с суммы перевода банком взимается комиссия. Хочешь повысить лимит – покупай подписку и плати банку ежемесячный взнос.
Также комиссия взимается банком с каждой операции эквайринга. При этом магазин отдавал банку за эквайринг примерно 2% суммы платежа, кафе или ресторан – 2,5-3%, маркетплейсы – 1,5-2%. И всё это что? Правильно – налогом не облагалось.
Теперь – процессинг (услуги авторизации, сбора и обработки данных по операциям с картами). Такая услуга оценивалась в 0,5 руб за платёж либо в 0,05% от суммы операции (вспоминаем 3к операций ежесекундно).
Теперь – межбанковская комиссия. Нет, это не про перевод денег из банка в банк. Это если вы платите картой Сбера в магазине, обслуживаемом ВТБ, отдайте межбанковскую комиссию. То есть ВТБ заберёт не у Сбера, а у вас с платежа. Думаю, что для понимания хватит.
И вот 20 ноября 2025 года Госдума покусилась на дойную корову банков одобрила поправки в налоговый кодекс, согласно которым операции с банковскими картами с января 2026 года будут облагаться НДС по ставке 22%. То есть теперь прибылью, полученной за те самые эквайринг, процессинг и межбанковские комиссии, банки будут делиться с государством.
Поэтому самая яркая «красная тряпка» для банков и причина агрессивных нападок на маркетплейсы, – это даже не льготы и кэшбеки маркетплейсов сами по себе. Это – введение маркетплейсами внутренних расчётных карт, без которых льготы невозможны в том объёме, который предоставляют маркетплейсы.
Налог на операции с банковскими картами приведёт к их удорожанию. Потребитель услуг отреагирует предсказуемо – перейдёт на платёжные системы маркетплейсов с их льготами и скидками, в ещё большей степени урезав доходы банков. Вот господа банкиры и суетятся превентивно: деньгу-то терять, ой как неохота.










































