Опаснее любой оппозиции: "Шестая колонна" вычёркивает русские суперпроекты из будущего страны
После окончания СВО наша страна войдёт в полосу больших дел – строек, новых дорог и мостов, экономика начнёт подниматься. И к этому необходимо готовиться уже сейчас.
Однако вместо этого чиновники закрывают проекты и всячески тормозят инициативы, отменяя один за другим стратегические проекты со словами "это дорого" или "сейчас не до того". В чём проблема, нехватка денег или нехватка воли? А может, это делается специально?
Сначала было решено остановить расширение БАМа и Транссиба. Теперь заморожен и Северо-Сибирский проект, опорный маршрут для будущего выхода к Севморпути.
Предварительная оценка вложений – около 50 трлн руб. растянутые на 15-20 лет капиталовложения, сопоставимые с инвестиционными программами в энергетике. Тем не менее вице-премьер Виталий Савельев решение о заморозке принял быстро, аргументируя высокой стоимостью проекта и ростом долговой нагрузки РЖД, мол, это "слишком большой риск" и "неподъёмная смета".
Но, может, стратегический проект свернули из-за банального нежелания брать на себя ответственность за долгий цикл строительства? В момент, когда нужен инфраструктурный рывок, государство делает обратное движение и сворачивает инициативы.
Заморозка Севсиба – тревожный сигнал. Страна подходит к периоду, когда прежние маршруты уже на пределе, а новые не создаются. Стратегический проект остановлен именно тогда, когда он был нужен больше всего.
Для Севсиба 50 трлн на 20 лет – это в среднем 2,5 трлн в год. То есть это ещё один крупный инфраструктурный цикл, соизмеримый с уже обсуждаемыми программами.
Выгоды от такого сценария прямые и понятные. Севсиб создаёт новый северный коридор, замыкающий сырьевые районы Западной и Центральной Сибири на Севморпуть. Так что понятно: аргумент "денег нет" — не столько финансовое соображение, отказ от стратегического решения.
В России сформировалась многолетняя практика, когда масштабные идеи упираются не в отсутствие ресурсов, а в подход Минфина и связанных ведомств. Этот подход строится на двух принципах: минимизация расходов любой ценой и поиск "лёгких" доходов, которые не требуют вложений в реальную экономику.
Министр финансов Антон Силуанов стал символом этой модели, а его консервативная позиция формально выглядит аккуратной, но стратегически оборачивается снижением потенциала страны.
К этой логике примыкает и политика главы ЦБ Набиуллина, которая делает ставку на высокие ставки и жёсткое ограничение денежной массы, считая это единственным способом удержать стабильность. Но такой подход автоматически блокирует долгие проекты: дорогой кредит убивает строительные циклы, тормозит развитие промышленности и делает невозможным создание новых объектов.
Так формируется "шестая колонна" – не открытые враги государства, а "лица, принимающие решения" – чиновники из верхнего эшелона, которые закрывают долгосрочные проекты прежде, чем они дошли до стройки. Из-за них Россия вместо развития получает режим вечной "экономии".
Главный риск в том, что инфраструктурные пустоты никогда не остаются пустотами. Если Россия не строит Севсиб, то на этот спрос будет реагировать другой игрок, тот же Китай, который наращивает влияние в Сибири через поставки техники, кредиты, контракты в логистике и переработке.
"Шестая колонна" действует тихой сапой и без громких лозунгов, но её решения формируют будущее сильнее громких публичных конфликтов. Она не выступает против страны, но устраняет всё, что требует ответственности и длинного планирования. Каждый раз, когда вычёркивается крупный проект, Россия теряет часть своей будущей карты. На их месте остаются пустоты, которые начинают заполнять другие.







































