Искушение беззаконием: когда беспредел хочет стать новой нормальностью. Важное про право от Натальи Старичковой, политического обозревателя ЛенТВ24.
А интересная вырисовывается картина.
Сначала запад во главе с США пытались навязать нам одну «новую нормальность» – с «родителем 1» и «родителем 2» и вот этим вот всем. Однако этот вариант, как ни крути, настолько дик и противоестественен, что большинство его отвергло и даже ощетинилось: мы так не хотим и не будем. И, кстати, именно эта навязываемая противоестественность здорово помогла идее многополярного мира: она и так давно росла, а тут уже и заколосилась.
Но тут появился Трамп – и чуть ли не возглавил борьбу с оголтелыми либеральными «нормальностями». И, пожалуй, в какой-то мере даже и перехватил у мирового большинства одну из самых консолидирующих идей – про традиционные ценности.
А потом – раз, и ловко призвал выбросить на помойку, в общем, действительно уже сильно потрёпанное и не раз оплёванное международное право. Трамп по-бандитски похитил президента Венесуэлы с женой, заявил о своем праве грабить чужие недра, сделал США страной-пиратом и пообещал продолжать в том же духе. Сейчас вот очередной неугодный режим без всяких тайных операций свергает и не стесняется.
И ведь что интересно: как-то так получилось, что распоясавшемуся американскому президенту многие у нас как будто даже и позавидовали! А чего – издревле известное право сильного: может – и делает. А вот мы, мол, – эх… нам бы так давно надо, или хотя бы теперь.
Даже обычно взвешенные и вдумчивые эксперты стали говорить о том, что нет уже никакого международного права, а есть только право сильного, и так даже честнее, чем все эти «бантики». А когда в МИД России или Китая заявляют что-то про недопустимость нарушения международных норм, это вызывает раздражение и массовые сардонические насмешки.
И никто не замечает, что на самом деле нам просто подсунули очередную «новую нормальность». И если мы её примем и согласимся с тем, что так оно даже и «честнее», то, во-первых, мы получим мир, в котором мы как раз и не хотели жить, а во-вторых – именно так мы и потеряем своё место в новом будущем.
Движение к многополярном миру – исторически обусловленный процесс, но он просто не мог не быть сложным и драматичным: такие тектонические перемены без больших потрясений в принципе невозможны. И когда Путин и Си Цзиньпин поняли и возглавили этот поток, то с самого начала делали всё, чтобы переход к новому миропорядку прошел как можно более мирно и управляемо.
Отсюда их бесконечное обращение к международному праву, подчёркивание важности ООН (а что есть вместо?), выстраивание структур, которые на переходном этапе могли бы сыграть роль точек опоры и стать основой для будущей системы международных отношений.
И вот именно это и рушит сейчас Трамп: продуманно и сознательно. Логика простая и очень даже известная:
«Раз попытки остановить перемены провалились, так надо перехватить процесс и подмять его под себя. Новый мир? Да пожалуйста! Только он будет скроен, как мы хотим, а не как вы там себе в БРИКС-ШОС-ЕАЭС выстраивали».
Если все пойдёт так, как хочет Трамп и кто-то там за ним – с выброшенными нормами послевоенного порядка, которые есть «ненужное бремя для сверхдержавы», – это будет означать, что трансформация мира точно пойдёт по самому плохому сценарию.
Поэтому ни в коем случае не надо помогать Трампу хоронить правовую нормальность – между прочим, выстраданную и проверенную временем. Не всякая старая вещь – мусор, иногда это бесценное наследство.
И в начавшейся жестокой схватке мы ведь с самого начала говорили, что дело наше – правое. Вот на том стоять и надо. И с этим побеждать. Ну, а после победы уже разберёмся, что там в международном праве подправить следует.
——————















































































