И кнутом, и пряником: Трамп играет против БРИКС по проверенной схеме. Только пряник стоит втридорога, напоминает Наталья Старичкова, политический обозреватель ЛенТВ24.
По всем приметам, формирующаяся система многополярного мира сейчас проходит серьёзное испытание на прочность. Прежде всего, это касается БРИКС, но не только: просто Трамп именно эту аббревиатуру первым делом запомнил – как союз ослушников долларового владычества.
Ещё только став во второй раз президентом США, Трамп сразу обозначил, как ему не нравится БРИКС, а его пресс-служба подтвердила:
«Если говорить в общем, президент считает, что БРИКС хочет подорвать интересы США».
Сам он так решил, или ему кто-то объяснил, какую задачу в отношении БРИКС нужно решить, – гадать не будем. Но действовать Трамп начал практически сразу: пообещал, что США введут дополнительные пошлины в отношении стран, которые поддерживают политику БРИКС. То есть пригрозил репрессиями даже тем, кто ещё не стал полноправным членом объединения.
К октябрю 2025 года неприязнь Трампа к БРИКС повысилась ещё на несколько градусов, и по своей любимой привычке он тут же выдал желаемое за действительное:
«И я сказал всем, кто хочет быть в БРИКС, что это нормально, но мы собираемся ввести пошлины против вас. Все отказались. Они все решили выйти из БРИКС».
Это выглядит пустым бахвальством – насчёт «все вышли». Но и чётко обозначенной целью. К которой Вашингтон прямо-таки рванул: порционно выдаваемый список приглашённых в «Совет мира» как бы по Газе – то ещё шоу пряников после кнута пошлин. И цель здесь вполне в стиле Трампа – одним махом не только ООН, но и БРИКС побивахом.
Что ж, иллюзий быть не должно: потери будут. Пока ещё мало кто в мире может не поддаваться на окрики из Вашингтона и тарифно-пошлинные наказания: буквально – раз, два и Индия.
ЮАР, вон, уже сомнительно выступила в отношении Ирана в ходе военно-морских учений «Воля к миру 2026» в составе БРИКС+. То ли поручал президент ЮАР ограничить участие Ирана в учениях у берегов страны, то ли нет (в итоге, как говорят, иранский контингент принял участие в полном объеме), но неприятный сюжет был.
Индия, опять же: она сейчас председательствует в БРИКС, и даже вчера выступила с инициативой странам-участницам упростить трансграничные платежи – связать свои официальные цифровые валюты. Но приглашение-то тоже получено.
Интересно выглядит и история с приглашением Бразилии: её ведь тоже США сначала всячески ругали за «преследования» бывшего президента Болсонару, а теперь вот во первых рядах позвали.
Кнут и пряник – всё по классике. Ну, и что, что пряник от США теперь обходится примерно в миллиард долларов и только для начала – но ведь работает. Или всё-таки нет?
И Александр Григорьевич Лукашенко не оттого, что сам Трамп позвал его «учредителем «Совета мира» немедленно обрадовался и согласился, а потому что так союзному государству надо?
Однако все теперь ждут, что ответит Владимир Путин: как известно, и президент России приглашён в «Совет», и премьер-министр Индии, а вот про Си Цзиньпина пока ничего не слышно. Но президент России с ответом не торопится, паузу умеет держать – надо же «прояснить все нюансы». Тем более, что Москве не впервой отражать американские заходы по технологии «разделяй и властвуй».
Зато вчера Владимир Путин, открывая первое в этом году заседание Совбеза России, был весел глазами и улыбался почти в открытую, объявляя, что разговор пойдёт «о нашем участии в строительстве многополярного мира и наших действиях в этой связи». Потому что как надо – так и пойдёт, а про американские пряники мы все давно знаем.
Что же касается членства в составе совета, то что-то подсказывает, что в игру «да и нет не говорить» Москва, конечно, поиграет. Но на этот раз не очень долго. При всех нюансах, Россия сейчас – маяк многополярного мира и его знамя. А это не только романтическая роль, но и вполне прагматичный статус, который нужно поддерживать – для неизбежных переговоров о будущем мироустройстве.
——————





















































