Инфляция в США вновь разгоняется
ИПЦ в июне составил 0.29% м/м, а базовый ИПЦ – 0.23% м/м (далее в скобках), за 3м – 0.2% (0.2%), за 5м, когда Трамп был у руля – 0.15% (0.18%), за 12м – 0.22% (0.24%) при среднесрочной норме 0.15% (0.17%) и долгосрочной норме 0.15% (0.16%).
Формально, с февраля по июнь инфляция в США (0.15% по ИПЦ и 0.18% по базовому ИПЦ) соответствует норме при официальном таргете ФРС – 0.16% среднемесячных темпов роста цен.
Ранее я уже говорил, что с июня инфляция начнет разгон из-за выхода транспортной компоненты из дефляции. Вот точно так и произошло.
С февраля по май среднемесячная дефляция в транспортной группе (товары + услуги) составляла 0.73%, а в июне инфляция 0.07%.
Насколько велико влияние транспортной компоненты? Более, чем значительно.
В июне положительный вклад транспорта на 0.011 п.п, тогда как за 3м вклад транспорта составлял (-0.033 п.п) в общее изменение цен, за 5м (февраль-июнь) вклад (-0.086 п.п).
Соответственно, изолируя ИПЦ от транспортной компоненты получаем инфляцию 0.28% в июне вместо 0.29%, за 3м – 0.23%, а не 0.2%, а с февраля – 0.24% вместо 0.15%.
Разница между 0.15% и 0.24% весьма существенная, в этом и кроется весь «успех» стабилизации цен с февраля, тогда как фоновая инфляция с учетом продуктов питания ложится в диапазон 0.23-0.25% при норме 0.13%.
Текущая устойчивая инфляция примерно вдвое больше нормы, а стабилизация цен с февраля – обманка, вызванная транспортной компонентой и ограниченными по времени эффектами.
Цены на топливо стабилизируется, пока маловероятно, что нефть уйдет ниже 60 и там останется, а это значит, что с 2П25 топливная компонента будет давать либо ноль, либо плюс в инфляцию.
Вышли из затяжной дефляции цены на общественный транспорт (прежде всего авиаперелёты), но все еще в дефляции цены на авто, как новые, так и поддержанные (падение спроса на фоне затоваривания складов).
Цены на авто еще некоторое время (2-3 месяца) могут сдерживать цены в транспортной группе, но основная волна скидок уже прошла.
Что все это означает? «Сезон низкой инфляции» закончен. Устойчивые компоненты примерно вдвое выше нормы, транспортная группа, вносившая «эффект чуда» в стабилизацию инфляции выходит из дефляции и начнет давать последовательно положительный вклад, а издержки на тарифы будут постепенно перекладываться на потребителей.
В этом обзоре я намеренно не рассматривал прочие компоненты, чтобы не размазывать суть (полный обзор сделаю, как обычно при выходе данных по PCE), акцентировав внимание на самом главном (транспортной группе).
Слабые данные по инфляции, как раз вовремя подошли к заседанию ФРС. При инфляции ниже 0.15% Пауэллу было сложно парировать общественное давление (почему при инфляции 1.5-2% SAAR ставка остается 4.5%), но теперь намного проще.
Впереди тарифы, все идет к повышению, причем на этот раз я считаю, что Трамп влепит полные тарифы, а это значит, что у Пауэлла и на сентябрьском заседании будет аргумент в пользу удержания ставки на неизменном уровне, а дальше затяжной процесс «оценки воздействия тарифов на экономику», который может длиться, как раз до мая 2026.
Заставить снижать ставку может только мощный кризис на финансовом рынке и паралич долгового рынка.
В принципе, конфигурация выстраиваться, что с осени долговой рынок будет в перенапряженном состоянии, но запаса прочности может хватить до начала 2026 (рынок акций может сорваться в любой момент задолго до кризиса на долговом рынка).