Долговая спираль
С каждой пятилеткой США требуется все больше наращивать обязательства нефинансового сектора, чтобы держать относительно приемлемый темп прироста ВВП.
• С 1995 по 2000 года среднегодовой прирост обязательств нефинансового сектора в облигациях составлял 2.5% от ВВП США при среднегодовой приросте реального ВВП свыше 4%.
• С 2003 по 2007 обязательства росли в темпах по 3.9% от ВВП в год, а экономика росла на 3-3.1% в год в реальном выражении.
• С 2013 по 2019 темпы роста обязательств увеличились до 5.9% в год при росте ВВП в среднем по 2.6% в год.
• С 2022 по 2кв25 чистое накопление долгов облигациях еще увеличилось до 7.3% при среднегодовых темпах роста ВВП 2.1-2.2%.
В расчетах исключены кризисные периоды 2000-2002, 2008-2012 и 2020-2021.
Хорошо заметно, что после каждого кризиса система становится все более прожорливее (от наращивания долга) при меньшем чистом положительном эффекте для экономики.
При этом растет доля государства в структуре прироста общего нефинансового долга.
Сейчас чистый годовой прирост обязательств в облигациях (кредитный рынок не учитывается) по всем эмитентами нефинансового сектора составляет 2 трлн, из которых на федеральное правительство приходится 1.6 трлн (будет выше, т.к. в 1П25 были в условиях лимита по госдолгу), штаты и местные органы самоуправления около 0.13 трлн, а нефинансовый бизнес всего 0.23 трлн.
Доля нефинансовых компаний в структуре прироста совокупного долга составляет всего 11.8%, за последние три года – 10.2%, тогда как в 2012-2019 почти 30%.
Государство замещает частный долг в структуре накопления обязательств и подсаживает экономику на безлимитный и условно бесплатный фискальный допинг (процентные расходы финансируются за счет новых долгов, т.к. сейчас процентные расходы составляют половину от дефицита бюджета).
Собственно, одна из причин падения рентабельности нефинансового долга (больше долгов и меньше эффект для экономики) – это как раз смещение структуры в пользу государства, но с другой стороны, выход на арену государства есть следствие того, что частный сектор не тянет.
Одно дело, когда стоимость привлечения долга практически бесплатная, как в 2009-2020, а другое дело, когда ставки рекордно высокие (максимум за 25 лет).
Нет перспектив снижения стоимости привлечения долгов из-за ползучей утраты доверия к ФРС и роста инфляционных ожиданий, как и нет перспектив снижения зависимости от долгов. Система прочно подсела на допинг, который стал очень дорогим.