Два столь похожих пузыря
Все то, что сейчас происходит уже проходили четверть века назад, но в гораздо менее извращенной форме, чем сейчас.
Сопоставление двух эпох технологического хайпа выявляет поразительные параллели в нарративах, структуре инвестиций и масштабах капитальных вложений с заранее известным концом и вот, как это было тогда и как происходит сейчас…
Центральный стержневой нарратив, который Хуанг, Альтман и компания пытаются внедрить заключается в том, что «ИИ трансформирует каждую компанию, каждую отрасль, каждую бизнес-функцию», но 25 лет назад известный слоган гласил «интернет трансформирует каждую компанию, проникнет в каждый дом, преобразует каждую отрасль».
Бизнес и технологические СМИ, рупоры техно-утопизма сейчас, как и тогда заявляли, что «происходит технологическая революция, рождается новая экономика, необходимо переосмыслить старомодную идею прибыли», где мерилом успеха является трафик и клики тогда и токены/ИИ мощность сейчас.
Ключевой бизнес-императив, вокруг которого были зациклены корпоративные брифинги, отчеты и интервью: «каждая компания должна стать .com» в начале нулевых и «каждая компания должна стать AI-first» в том смысле, что быстрее и масштабнее внедрять ИИ функционал.
Доминирующий лозунг сменился с «интернет и компьютеры изменят все» к «ИИ (AGI) изменит все».
Четверть века назад главным фетишем была прокладка оптоволоконных кабелей (наземных и подводных) и производство маршрутизаторов и коммутаторов вместе с полупроводниками (Intel, AMD, Cisco, Nortel, Lucent, Sun Microsystems, AT&T, WorldCom, Qwest, Sprint, AOL и т.д).
Теперь фетишем является создание ИИ-фабрик, гигантских дата-центров с бесконечными «плантациями» вычислительных кластеров, как правило, на чипах Nvidia.
В обоих случаях инфраструктура в реальном мире развертывается в расчете на будущий спрос.
Сейчас предполагается, что законы масштабирования – это путь к AGI, нужно лишь непрерывно обучать модели, что сделает всех счастливыми и сказочно богатыми.
Инвестиционный поток среди технологических компаний тогда на пике оценивался в 140-150 млрд, что составляло около 1.4% от ВВП на тот момент, а сейчас инвестпоток превышает 400 млрд, если с ТОП-10 бигтехов объединить другие ведущие ИТ компании, что также составляет около 1.4% от ВВП.
Относительно размеров экономики инвестпоток сопоставим, но структурно есть отличия.
Пузырь сейчас намного масштабнее (примерно в 1.6-1.8 раза), чем тогда (подробный анализ приводил ранее и еще в десятках материалах).
Сейчас значительная часть инвестиций идет от финансово-устойчивых компаний (гиперскейлеров), финансируемых преимущественно за счет операционного денежного потока, а тогда во многом за счет долговых/заемных/венчурных средств для компаний с низкой финансовой устойчивостью.
На корпоративном уровне устойчивость выше (прямого риска банкротства нет), но на макроуровне дисбалансы значительно сильнее, а стратегическая устойчивость ниже во многом из-за долговой перегрузки.
Что критически важно отметить?
Пузырь доткомов не убил ни интернет (телекомы), ни компьютеры (полупроводниковая отрасль), наоборот, именно с 2000 и как минимум, до 2015 шло экспоненциальная развитие интернета и все, что с ним связано, средств связи, коммуникаций, компьютеров и электроники.
В количественных метриках отрасль выросла не в разы, а на несколько порядков (в тысячи раз), но пузырь доткомов «убил» рынок капитала и капитализацию технологических компаний и не на год, а на 15 лет.
Лишь с 2016 начали оживать, а по мультипликаторам вышли на уровне конца 90-х только в 2021 году. От точки взрыва до восстановления прошло более 20 лет…
Также будет и сейчас. ИИ только начинает свое развитие, но нет никакой связи между ИИ хайпом с раздутой капитализацией и развитием ИИ индустрии.
Через 15 лет генерация токенов может вырасти в несколько тысяч раз от уровня 2025 со сквозной и всепоглащающей интеграцией ИИ во все бизнес процессы и в каждый дом, но не удивлюсь, если капитализация будет ниже, чем сейчас.





































