ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН:
урок уходящего дня
11 октября 1955 года из советского плена в Гамбург прибыли 22 гитлеровца – начался последний этап возвращения «завоевателей» на родину. Ему предшествовал визит в Москву немецкого канцлера Аденауэра, который предложил сделку: нормализация отношений СССР и ФРГ в обмен на освобождение остающихся в лагерях 14 тысяч военнопленных.
23 сентября бундестаг ратифицировал установление дипломатических отношений между странами, а на следующий день Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О досрочном освобождении и репатриации немецких военнопленных, осуждённых за военные преступления».
Вчерашних зэков Гамбург встречал как героев. Украшенный вокзал, развевающиеся на крышах флаги, тысячи встречающих. Ступивших на перрон фрицев засыпали цветами. «Событием национального масштаба» называли происходящее не навоевавшиеся политики…
Но прибывшие выглядели совсем не радостными. Германские газеты писали, что многих из них после возвращения преследовали ночные кошмары. Как признавался один из вояк К. Фрицше, ему регулярно снилось, «будто я нахожусь дома, но точно знаю, что из плена попал сюда по временной увольнительной. Выход из положения ищу в бегстве, но куда бы я ни бежал, путь мой везде преграждают чудовища в человеческом облике, держащие винтовку с примкнутым штыком».
Проблемы с психикой и суициды – расплата за газовые камеры и победные марши по телам мирных людей.
По официальной информации, за годы войны Советская Армия взяла в плен не менее двух с половиной миллионов немцев. И почти миллион их союзников – голландцев и норвежцев, итальянцев и финнов, французов и испанцев. Эти, судя по науськиваниям потомков, тоже не навоевались с Россией. Они так и не поняли, кому рукоплескал 70 лет назад гамбургский вокзал.
И что их ждет, если решат повторить, - по гамбургскому счету.