«Русские не сдаются!»
110 лет назад, 6 августа 1915 года, при защите русской крепости Осовец состоялся один из самых известных и трагических эпизодов Первой мировой войны - «Атака мертвецов».
Крепость Осовец начали возводить в 50 км от Белостока в 1795 году после третьего раздела Польши. Крепость, которую вместе с сопутствующими фортификациями строили более ста лет, защищала коридор между реками Неман, Висла, Нарев и Буг, закрывая врагу путь на Петербург. Обойти Осовец было практически невозможно: с севера и с юга его окружали непроходимые болота.
Чтобы двигаться вглубь русской территории, с началом Первой Мировой войны немцы предприняли несколько штурмов Осовца. Однако ни попытка разбить наш гарнизон в сентябре 1914 года, ни февральский штурм 1915 года, когда по русскому форту за неделю было выпущено 250 тысяч снарядов, желаемого результата не принесли.
Русские не только не сдавались, но и всеми возможными способами старались деморализовать противника. Так, каждый день в 19 часов 30 минут гарнизонный оркестр «специально для немцев» исполнял «Победный марш». Конечно, защитники крепости были измучены затяжной осадой, но и долгие месяцы сидения в болотах для врага тоже не прошли даром: германские солдаты отказывались подниматься в атаку.
Тогда немецкое командование приняло решение использовать против защитников Осовца отравляющий газ, который, по расчетам, должен был вывести из строя весь гарнизон.
Первая химическая атака в истории состоялась на реке Ипр в Бельгии апреле 1915 года, когда на позиции британских войск было выпущено 180 тонн хлора. Первая такая атака против русских частей была проведена 31 мая 1915 года. Разумеется, никаких «противогазов» у наших воинов, преграждавших немцам путь к Варшаве, тогда не было. В результате от пуска газа пострадали более 9 тыс. русских солдат и офицеров, в то время как от стрелкового и артиллерийского оружия погибли чуть больше ста человек.
Против защитников Осовца враг также решил применить химическое оружие. Вблизи крепости было развернуто 30 газобалонных батарей. Дождавшись попутного ветра, в 4 часа утра 6 августа враг начал обстрел наших позиций. Поражающее действие хлора распространялось как минимум на 12 км в глубину и до 12 м в высоту. К сожалению, эффективных средств защиты у бойцов так и не появилось. Державший оборону на направлении главного удара 226-й Землянский полк понес тяжелые потери. Три роты погибли практически в полном составе, попавшая в хлорную волну русская артиллерия была не в состоянии вести огонь.
Одномоментно из строя выбыли 1600 человек, и немцы тут же заняли две первые линии обороны.
Тем не менее комендант крепости генерал Николай Бржозовский отдал приказ атаковать врага «в штыки». Атаку возглавил командир 13-й роты Землянского полка подпоручик Владимир Котлинский. С зеленоватыми от хлора лицами, пузырящейся кожей, харкающие кровью несколько десятков русских воинов пошли вперед.
Как вспоминал очевидец событий,
«приблизившись к врагу шагов на 400, Котлинский со своей ротой бросился в атаку. Штыковым ударом сбил немцев с занятой ими позиции, заставив их в беспорядке бежать… Не останавливаясь, 13 рота продолжала преследовать бегущего противника, штыками выбила его из занятых им окопов…»
В конце атаки Владимир Котлинский был смертельно ранен. На помощь нашим бойцам пришла артиллерия. Враг отступил.
Газета «Русское слово» тогда писала: «Измученные, отравленные, они бежали с единственной целью - раздавить немцев. Отсталых не было, торопить не приходилось никого. Здесь не было отдельных героев. Роты шли, как один человек, одушевленные только одной целью, одной мыслью: погибнуть, но отомстить подлым отравителям».
Это был последний героический бой защитников Осовца. Русское командование приняло решение о ликвидации крепости. К 22 августа была завершена эвакуация гарнизона, а уцелевшие укрепления и имущество взорваны. Через три дня германские войска вошли в еще дымящиеся руины.